Мама, я левша!

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

Каждому должна быть гарантирована
свобода действия той рукой, которой действовать удобнее –
учителей и сверстников.
Ст.1, «Билль о левшах», 1976

Поколение сегодняшних взрослых наверняка помнят, как в прошлом, «благодаря» стереотипу, что нужно быть как все (а мы живём в праворуком мире), леворуких детей переучивали с первых лет жизни. В какую руку ребёнок взял погремушку, какой рукой держит ложку, рисует карандашом?

Чтобы у детей не было искушения выбирать, опытный воспитатель, начиная занятия, говорил: «Дети, возьмите карандаши в правую руку!». И то, что работать этой рукой удобно не всем, к сожалению, никого не интересовало. Но так или иначе, либо благодаря продвинутым родителям или учёным воспитателям, в каждом классе средней школы обязательно оказывался тот, особый ребёнок, который умел писать левой рукой. Да, с таким одноклассником/цей неудобно было сидеть за партой, но зато так интересно наблюдать, как столь необычным способом появляются буквы. Кстати, у всех моих знакомых левшей очень красивый почерк! Может дело в том, что они медленнее пишут? Но об этом позже...

Левшество и леворукость. Найди отличия!

Сначала давайте разведём понятия «леворукий» и «левша». Ведь не каждый леворукий является левшой, но все левши – есть леворукие. Логика здесь в том, что левшество – комплексная характеристика, которая описывает активность руки, ноги, глаза и уха. Только если у всех этих четырёх систем ведущей является левая сторона, мы с уверенностью можем сказать, что перед нами левша. А вот если человеку удобнее отталкиваться правой ногой, прицеливаться правым глазом, прислушиваться правым ухом, а вот писать левой рукой, то тогда перед нами леворукий. Определить это можно с помощью специальных тестовых заданий или просто понаблюдав за ребёнком во время бытовой деятельности и занятий. Ведущая часть тела используется активнее, ребёнок действует ею увереннее, точнее, привычнее.

Откуда ты такой, леворукий, взялся?

Почему одни из нас предпочитают правую руку, а другие – левую, в чём секрет? А причин на самом деле несколько. Во-первых, наследственность. У детей, в чьих семьях есть взрослые, лучше владеющие левой рукой, чем правой, вероятность родиться леворуким в 10-12 раз выше.

Во-вторых, это компенсаторное левшество, за которое отвечает левое полушарие. То есть, если на раннем этапе своего развития ребёнок перенёс травму или болезнь, повлиявшую на работу левого полушария, а именно оно отвечает за деятельность правой руки, то выполнение этих функций берёт на себя правое полушарие, а это значит, что у ребёнка ведущей становится левая рука.

В-третьих, подражание или замена одной руки на момент недееспособности другой. Бывают случаи, когда в результате нарушения межполушарных связей, ребёнок предпочитает обе руки, то есть при нетипичном психическом развитии доминирующее полушарие по отношению к руке не формируется. Это можно исправить, обратившись к специалистам.

Какой рукой писать – это не блажь ребёнка и не признак отклонения в развитии, это особая организация деятельности мозга. Ближе к 4,5 годам, ребёнок уже определяется с ведущими системами в своём организме, поэтому желание привить ему навыки пользования в быту и при письме правой рукой небезопасно. Почему? Последствий у переучивания много – это и нарушение темпа и ритма речи, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность, плаксивость, нарушение аппетита и сна, а также формирование и развитие различных невротических реакций.

Особенности школьного обучения леворуких детей

Вспомните, много ли знаменитых левшей вы знаете? Леонардо да Винчи, Наполеон, Александр Македонский, Чарли Чаплин, Юлий Цезарь, И.П.Павлов, Б. Гейтс и другие. Интерес к феномену левшества в сегодняшнее время не угасает. Педагоги и психологи особенно изучают вопросы школьного обучения леворуких детей. По результатам исследований, доказано, что такие дети испытывают определённые трудности в период адаптации в школе. Чаще это связано со сложностью формирования навыков письма, чтения и счёта, а именно с неустойчивым почерком, неровными штрихами, разноплановыми буквами, с недописыванием элементов букв и цифр или, наоборот, с написанием лишних элементов, с зеркальным написанием и очень медленным темпом работы.

Дело в том, что процесс письма состоит из сменяющих друг друга этапов: написания и паузы, когда происходит контроль движений, коррекция и программирование следующих движений. В отличие от праворуких, у леворуких эта пауза длиннее, поэтому действия педагогов и родителей, которые просят такого ребенка, поторопится, не целесообразны. Когда леворукий ребёнок начинает торопиться, то микропауза сокращается, коррекция и контроль движений ослабевает, в тетради появляются грязь и ошибки, что взрослыми расценивается как невнимательность и отсутствие старания. Левша, как и любой другой человек, должен работать в удобном для него темпе, а родители и педагоги соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Организовать рабочее место ребёнка так, чтобы свет падал справа
  2. Не требовать от него правонаклонного и безотрывного письма
  3. Развивать зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию

Уважаемые родители, не стоит тревожиться и волноваться из-за того, что ваш ребёнок «левша». Постарайтесь не показывать в его присутствии негативного отношения к этому факту (если оно у вас есть). Его успех и способность справляться с трудностями зависят от вашего терпения, понимания и любви.

Романова Марина

=Материал опубликован 23.12.2011