Развиваем в домашних условиях внимание и память

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

Как часто мы награждаем своих детей эпитетами «невнимательный», «неусидчивый», «дырявая башка» вместо того, чтобы оказать реальную помощь. А ведь затраты требуются минимальные, главное, чтобы желание было обоюдным. Как этого добиться? Придайте занятиям вкус игры, включитесь сами в процесс развития основных психических функций.

Запоминать умеет тот,
Кто умеет быть внимательным.
Сэмюэл Джонсон

Внимание – это такое психическое состояние человека, которое отражается в сосредоточенности на определённом объекте, например, в возрасте до 5 лет внимание непроизвольно и может «скакать» с одного человека на другого, с одного объекта на другой, удерживаясь, в зависимости от возраста, от 10 до 40 минут. Дело в том, что в силу своего возраста, дети не могут специально направлять и удерживать внимание. А как же мультики, спросите вы, или пресловутая реклама? Устойчивость детского внимания зависит от их интереса, на котором они могут сосредотачиваться длительное время, пока объект их увлекает. Переключить их внимание с помощью словесных указаний в этот момент сложно, для этого необходимо много раз повторить свою просьбу. Поэтому если ребёнок чем-то увлечённо занят, просить его убрать игрушки или звать кушать, бесполезно. Маленький ребёнок никогда не будет внимательным к тому, что ему неинтересно. Зная, этот секрет, внимание своего ребёнка я тренирую с помощью несложных игровых ситуаций.

Игры на развитие внимания

Возьмём для примера, самое лёгкое задание – НАЙДИ ОТЛИЧИЯ. Вместо картинок, можно самим стать тем персонажем, у которого ребёнок будет искать отличия: сначала на вас одна одежда, причёска, аксессуары, которые ребёнок в течение минуты старается запомнить, а потом, когда он отворачивается или уходит из комнаты, вы видоизменяетесь – меняете позу, в которой находились, добавляете детали одежды, предметы или, наоборот, убираете. После того, как ребёнок найдёт изменения, поменяйтесь с ним ролями, теперь вам предстоит выполнить это задание. Можно добавить соревновательный эффект, кто меньше будет ошибаться, тот награждается титулом «Самый внимательный». Обязательно нужно иметь атрибуты, с помощью которых можно заявить о своей победе – сделайте ленту с соответствующей надписью, кубок, медаль, то, что можно передавать от победителя к победителю, то, чем можно похвастаться перед всеми членами семьи и гостями.

ПОРТРЕТ ДРУГА. Эта игра тоже приносит много положительных эмоций, в числе которых, развитая наблюдательность. Все игроки выбирают одного главного героя (его нет среди участников) и по очереди называют один признак, ему присущий, выигрывает и получает титул «Самый наблюдательный» тот, кто называет последний. Играя дома, мы обычно выбираем бабушек или дедушек, описывая их любимые занятия, телепередачи, привычки, одежду.

УБОРКА. Предложите ребёнку помочь вам в уборке квартиры, но с обязательным условием, всё должно быть возвращено на свои места. В этой игре вы проверяете друг друга, и смело можете указывать на ошибки – победитель получает титул «Самый аккуратный».

Нашей любимой семейной игрой с недавних пор стали ПАЗЛЫ. Накануне соревнования всегда покупаем на каждого по одной упаковке (предпочитаем мультяшки). Закончив все домашние дела, усаживаемся за стол, каждый выбирает себя картинку, если на одну несколько претендентов, то тянем жребий. Временных ограничений нет, игра заканчивается в тот момент, когда у всех участников собраны картинки. Интересно, полезно, практично (можно меняться) и вся семья в сборе, а это для закрепления успеха самое главное.

Память слабеет,
Если её не упражнять.
Цицерон

Память – психический процесс, отвечающий за узнавание. Трёхлетки хорошо запоминают песенки, разговоры, события, вызвавшие у них интерес, даже если смысл им не всегда понятен. А вот выполнить поручение, состоящее из просьбы что-то принести, убрать, сделать, они не могут, потому что всё забывают. Только ближе к шести годам, дети понимают, что нужно учиться запоминать то, что само по себе не запоминается и способны научиться прилагать для этого необходимые усилия.

Игры на развитие памяти

НАРИСУЙ СЛОВО. Расчертите лист на четыре квадратика, придумайте слова, которые ваш ребёнок сможет нарисовать (учитывайте возраст, воображение, графические навыки), приготовьте цветные карандаши. Называйте слова, не торопясь, повторяя два раза, старайтесь выделять одинаковое время на рисование. Когда все слова будут продиктованы, попросите ребёнка, опираясь на его картинки, вспомнить те слова, которые вы говорили. Например, для младших дошкольников, используйте лёгкие существительные – солнце, цветок, мяч, мама; для детей среднего и старшего возраста задачу можно усложнить, опираясь на их ассоциативное мышление, диктуя – весна, праздник, детский сад, цирк, выходные и др. Привлеките всю семью, сравните рисунки между собой, поменяйтесь, попробуйте угадать кто, что нарисовал.

ДОМИНО. Если у вас есть старые открытки, это замечательно, если нет, воспользуйтесь любыми картинками. Разложите на столе перед собой рисунком вниз несколько открыток. По очереди, выбираете одну открытку, переворачиваете её, и начинаете повествование – сказку, сновидение, рассказ, главное, чтобы сюжет соответствовал изображению. Нескольких предложений будет достаточно. Потом, передаёте слово другому участнику, он выбирает себе другую открытку, и, глядя на изображение, продолжает ваш рассказ с того места, где он был прерван. Начинать можно с минимального числа картинок – по две.

ПРЯТКИ. Возьмите несколько предметов, не связанных друг с другом и спрячьте их в разных местах квартиры на глазах у ребёнка. Задача его, отыскать все, без подсказок. Для настроения, можно включить весёлую музыку и ввести правило «ограничение по времени». Играя, таким образом, вы сможете отслеживать продуктивность ваших занятий.

Вспомните замечательную игру из детства ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, с помощью которой развивается тактильный вид памяти. Набросайте в тканевый мешочек множество разных предметов, отличных друг от друга по форме, и предложите ребёнку, на ощупь угадать, что же спрятано в мешке.

Ещё одно интересное задание, одновременно направлено на развитие ассоциативного мышления. Предложите ребёнку, вспомнить три-четыре необходимых вещи, атрибутов, предметов для МАМЫ, КУКЛЫ, СОБАКИ, ПАПЫ, МАШИНЫ, КВАРТИРЫ и т.д. Сложность задаваемых вопросов зависит от возраста и кругозора вашего ребёнка.

Я уверена, что у вас, как у заботливых родителей, в домашней игротеке множество интересных секретов, как заинтересовать и развить своего ребёнка. Но если, предложенные мной, игровые упражнения вас заинтересовали, то, используя их, вы непременно добьётесь нужных результатов и получите море удовольствия.

Романова Марина

=Материал опубликован 22.12.2011