ХОРОШИЕ ДЕЛА НАЧИНАЮТСЯ С ПОНЕДЕЛЬНИКА

Сургут • Разделы    → Школьники

Встретиться с новым директором департамента образования Администрации города Сургута Татьяной ОСМАНКИНОЙ оказалось задачей не из легких: Татьяне Николаевне то и дело приходилось срочно мчаться по делам. В конце концов, я решила с раннего утра ждать в приемной и уйти только после разговора. А там было жарко: урчал факс, звонил телефон, у кабинета Османкиной толпились директора школ. Все же корреспондентам «СВ» удалось прорваться через вереницу ее нескончаемых дел и встретиться с Татьяной Николаевной. Османкина в Сургуте человек известный – уже не один десяток лет она находится на руководящих должностях. Сегодня хотелось бы рассказать горожанам о ее профессиональном пути, начиная со студенческих лет.

Педагоги советской школы

Что такое 14-18 лет в жизни человека? Это период его становления. Из родного села с красивым названием Русское Добрино Самарской области Татьяна уехала после восьмого класса, ей было 14 лет – поступила в Подбольское педагогическое училище на учителя начальных классов. Она с большой теплотой вспоминает то время: здесь она формировалась как профессионал и педагог. Преподавали в училище были настоящие мастера – Учителя с большой буквы. Это принципиальные и честные люди, и самое главное их достоинство – они были НАСТОЯЩИЕ педагоги. Очень многим управленческим азам Татьяна научилась у директора педучилища Александра Байгушева. Александр Андреевич преподавал обществознание, историю и философию, был начитанным, интеллигентным человеком и замечательным управленцем. Поэтому выбор при поступлении в вуз по окончании учебы в училище был однозначным – Татьяна поступила заочно в педагогический институт им. Куйбышева на исторический факультет и продолжала совмещать работу и учебу. В пединституте ее педагогом стал Лев Любимов – автор учебника по истории Отечества, автор многих научных исторических монографий, поэтому не любить историю было просто невозможно! Наступило время перестройки, и от этих маститых педагогов студенты впервые получали запрещенную информацию об истории нашего Российского государства. Татьяна зачитывалась журналами «Новый мир» и «Подвиг», где наконецто стали публиковаться запрещенные авторы. Студенты жадно впитывали в себя все то, что в целом и называлось Родиной.

Профсоюзный лидер

На четвертом курсе учебы в педучилище началось объединение молодежи в профсоюзы. На общем профсоюзном собрании студенты единогласно избрали Татьяну председателем профсоюзной организации. И она не уехала по распределению, осталась работать в педучилище. Ей, 19-летней девушке, уже тогда доверили преподавать студентам курс «Подготовка к педагогической практике» – тогда это было серьезное направление в подготовке учителей начальных классов.

В педучилище в основном учились девушки из соседних сел и небольших городов Самарской области, поэтому самым важным для них было попасть в общежитие, где мест хватало далеко не всем. Новый профсоюзный лидер решила: чтобы было по справедливости, будем эти студенческие места… разыгрывать! В пустую коробку они бросали записки с именами студентов, девчата по очереди вынимали эти бумажки и смотрели, кто же оказался счастливчиком. Конечно, руководство училища ее ругало за такие «методы», но Татьяна понимала, что этот способ – самый честный. Такими же «не административными» методами (за что от начальства получала «по шапке») Татьяна распределяла и путевки на отдых в молодежный центр.

Однажды белой ночью…

А жизнь текла своим чередом. На 3-м курсе института Татьяна вышла замуж и родила сына Сергея. Академический отпуск не брала, защитила диплом и окончила вуз со своей группой. А муж работал в Сургуте, и июньской белой ночью 1986 года супруги Османкины с трехмесячным Сережей прилетели в Сургут – муж тогда только получил комнату, 9 метров на восьмом этаже, в трехлистнике, на Магистральной, 32. На третий день после приезда срочно обратились в больницу, потому что малыш был весь искусан комарами так, что у него началась аллергия… Вообще, трудностей в то время хватало сполна: часто бывали и перебои с водой, поэтому Татьяна сама знала не понаслышке, что такое носить воду с первого этажа на восьмой, когда еще и лифт не работает. Здесь Османкины прожили семь лет.

Школа № 12

В сентябре 1988 года, когда сыну исполнилось 1,5 года, Татьяна пошла в поисках работы в рядом стоящую школу, где ее сразу приняли учителем истории. И сразу доверили восьмые классы (их было аж семь), и 13 лет Османкина проработала в 12-й школе, из них 11 – в должности директора. А тогда, в начале сургутской педагогической деятельности, ей было всего 26 лет, и это были 90-е годы – во всю шла перестройка, процветала свобода мысли, демократия и, к сожалению, наркомания. Татьяна Николаевна до сих пор помнит сцену на уроке, когда ребенок, одурманенный, сидел и перочинным ножом обдирал себе кожу на руке. Педагоги были бессильны в подобных ситуациях что-либо сделать…

С 1990 года в школах пошло модное поветрие – самим выбирать директоров. Каково же было удивление молодой учительницы, когда Галина Ивановна Филимонова, уходившая с поста директора на пенсию, предложила ее кандидатуру! Выборы состоялись путем открытого голосования – из 130 человек педагогического коллектива практически единогласно Османкину избрали директором средней общеобразовательной сургутской школы №12. Более двух тысяч учеников, школа работала в 3 смены. Материальнотехническое состояние было просто безобразным: кровля никакая, вода с крыши стекала от верхнего до первого этажа, кругом в коридорах стояли плошки с водой… И Османкина, с присущим ей юношеским максимализмом, отправилась с началом летних каникул в поисках возможного ремонта кровли. Пришла в Сургутнефтегаз, к Григорию Михайловичу Кукуевицкому. «И какой дурак построил школу с такой кровлей?!» – возмущалась новоиспеченная директорша, а он ответил: «Татьяна Николаевна, этот дурак – я…». И позже вместе с Кукуевицким они не раз поднимались на чердак школы: убрали всю кровлю и покрыли заново – она была мягкая, из гудрона, и продержалась потом несколько лет. Потом ее заменили на первую скатную кровлю – «мое детище», как называет её Татьяна Николаевна. Кстати, 12-я школа – первая из школ округа! – прошла аттестацию на углубленное изучение отдельных предметов. Ввели платные образовательные услуги, и на первые деньги, которые получили, был создан компьютерный класс, построен гараж, который существует до сих пор, куплены автомобили для школы. Обо всем в газетной статье не расскажешь – столько всего было сделано и внедрено за эти годы!

Диалог с зеркалом

Осенью 2001 года Османкина становится заместителем директора департамента образования и науки г. Сургута. Решает много серьезных вопросов: аттестация педагогов, создание управления дошкольного образования, передача детских садов (порядка 20) Сургутнефтегаза и Газпрома в муниципальную собственность. Два с половиной года работает с максимально возможной нагрузкой. Но так случилось, что в 2004 году ей поступило предложение возглавить комитет по социальной защите в Сургутском районе, объединив сразу три структуры: опеку, труд и занятость – тогда это были разные структуры. Решение далось тяжело: образование было родной стихией. Это был смелый и авантюрный шаг – перейти в абсолютно незнакомую отрасль, принципиально иную по нормативному обеспечению, работе и содержанию. Назад пути не было, и она поставила перед собой задачу – в максимально сжатый срок выучить всё, что касается нормативной базы этой отрасли, потому что для того, чтобы управлять – надо знать систему изнутри, а иначе никак. Ночью или поздно вечером она вычитывала все нормативные документы и, сидя перед зеркалом, проговаривала их вслух, чтобы, выходя на публику, идя на встречу со специалистами, быть с ними на равных. За полтора месяца так подготовилась теоретически, что маститые в этой области специалисты были просто поражены. Вскоре началась в стране реформа социальной защиты, выстраивалась новая вертикаль власти в этой отрасли, и Османкиной было предложено окружной властью возглавить городскую структуру соцзащиты. Так, с января 2006 года она возглавила Управление социальной защиты населения по городу Сургуту. И проработала в нем 7 лет. Что ей дали эти годы? Конечно, колоссальный опыт работы с населением. Мощнейший опыт работы с окружной властью. А еще – стрессоустойчивость, иммунитет навсегда.

Первые месяцы в новой должности

Когда был объявлен конкурс на замещение должности директора департамента образования, Османкина, в последний день и в последний час приема заявлений, пошла и сдала свои документы. На общих условиях, честно прошла конкурс и была утверждена в новой должности. Первым делом отправилась по образовательным учреждениям Сургута, где-то совместно с депутатами, где-то самостоятельно. Контролирует ремонтные работы, сегодня они ведутся в 62 учреждениях. Конечно, ремонты идут не без проблем, поэтому требуют серьезного внимания. Держит на контроле кадровые ресурсы в образовании – сегодня, к сожалению, много вакансий, в частности, требуется 40 учителей начальной школы. Дел в образовании – непочатый край! В канун нового учебного года Татьяна Николаевна желает абсолютно всем – и детям, и родителям – уверенности в том, что получение образования – это самый главный инструмент в жизни для того, чтобы человеку состояться в разных социальных ролях: быть профессионалом, семьянином, политиком. Сегодня образование – это основа для личностного роста человека. Образование сегодня НЕ для жизни, а НА ВСЮ жизнь.

Елена Задорожная
Фото Татьяны Корченкиной и из семейного архива

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ №31 (507) . 13 августа 2011 года

=Материал опубликован 16.08.2011