Мы едем, едем, едем… Чем занять ребенка в дороге?

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

К сожалению (а может, и к счастью) путешествовать с маленьким ребенком приходится не только самолетом – очень часто для этой цели используются поезда и автомобили. А это значит, что в дороге ребенок проведет несколько дней. Как сделать так, чтобы подобное путешествие не стало утомительным для ребенка и не вымотало родителей?

Любой поездке предшествует подготовка, а путешествию с маленьким ребенком – особенно тщательная. И для начала нужно запастись… терпением. Желательно сохранять спокойствие даже в такой, например, ситуации, когда ребенок вконец «выпрягся», капризничает и плачет, а на маму устремлены сочувствующие (или укоризненные) взгляды соседей по купе или плацкарте. Отбросьте мысли о том, какое впечатление производит ваш «капризный» ребенок на абсолютно чужих вам людей; подумайте лучше, сколько новых и неожиданных впечатлений связано у него с этой поездкой, насколько эмоционально затратным был для него этот день и как сложно малышу со всем этим справиться. И постарайтесь спокойно ему помочь. Почему я пишу об этом, так сказать, во первых строках? Дело в том, что путешествуя с детьми, я сама неоднократно была свидетелем подобных сцен – уставший ребенок, которого бесконечно одергивает мама, заботящаяся о впечатлении, производимым сыном или дочерью на соседей по купе, - закатывает-таки скандал, получает шлепок и в итоге оба (мама и ребенок) долгое время не могут успокоиться…

А теперь о том, чем можно заняться в дороге. Если у ребенка есть любимая игрушка (конечно, адекватных размеров), возьмите ее с собой. Пусть малыш рассказывает любимому Мишке (или Мышке) все, что он видит (вот вам, заодно, и развитие наблюдательности, воображения и речи). Скажите, что Мишке тоже хотелось бы посмотреть в окно (автомобиля или поезда); обратите внимание ребенка на что-то конкретное, что он может в этом окне увидеть (пасущиеся животные, работающий комбайн, высокое здание, мост через реку, встречный состав и т.п.), и попросите его рассказать любимому Мишке, что это.

Приготовьте для малыша несколько сюрпризов, то есть заранее купите несколько новых игрушек, небольших по размеру. Например, 2-3 маленьких автомобиля для мальчика или пару куколок для девочки. Смотрите сами, как будет лучше – вытащить сразу все игрушки (например, чтобы куклы общались между собой) или выдавать их ребенку по одной. Если ребенок предпочитает сам играть с игрушками – прекрасно, используйте это время для себя – например, чтобы почитать книгу или журнал. Если же нет – включайтесь в игру: возьмите себе одну из кукол или будьте вторым гонщиком.

Обязательно возьмите в дорогу книги (несколько тоненьких книжек с короткими сказками или рассказами лучше, чем одна толстая), карандаши или фломастеры, одну-две раскраски, чистые листы бумаги. Книги лучше всего взять новые, то есть не знакомые ребенку, плюс одну любимую. Раскраски тоже не должны быть заранее известны малышу. Не лишним будет взять и специальную обучающую книгу – допустим, на развитие логики, внимания, математических способностей. Это особенно актуально, если вы едете отдыхать с ребенком, поступающим в первый класс или младшим школьников: хорошая возможность ненавязчиво и в игровой форме повторить необходимый материал.

Кстати, карандаши и чистые листы бумаги могут пригодиться и для игр с игрушками. Например, на бумаге можно нарисовать трассу для гоночных автомобилей или комнату для кукол. Какие-то детали из бумаги можно даже вырезать (например, маникюрными ножницами), но я бы не рекомендовала давать ножницы детям, даже младшим школьникам – поезд может непредсказуемо резко затормозить или начать довольно круто поворачивать…

Как-то раз мы попробовали взять с собой небольшой мягкий мячик, чтобы играть в «съедобное-несъедобное». Однако не учли того факта, что дети, в случае «несъедобного», будут лупить по мячу, что называется, «со всей дури», и лететь он будет… Одним словом, куда он только не летел! Так что игрушки, которые могут куда-нибудь закатиться или имеющие мелкие детали (например, конструкторы) лучше всего с собой в дорогу не брать.

Также лучше отказаться от настольных игр (даже небольших), которые может захотеть взять с собой ваше подросшее чадо, а вот малоформатные магнитные шахматы и шашки будут очень кстати. Пойдут и пазлы-загадки или любые другие пазлы, детали которых вкладываются в специальную картонную рамку – такие пазлы хороши тем, что позволяют не занимать стол.

Но, тем не менее, какого бы возраста ни был ваш ребенок, и сколько бы вы ни взяли с собой игрушек (поэтому много лучше и не брать), наступит такой момент, когда ваше чадо не захочет играть решительно ни во что. В смысле, не захочет играть ни с какими игрушками, а также, например, читать или рисовать. И здесь пригодится уже ваше знание игр. Если ребенок маленький (до 1,5 лет) – выучите заранее (или запишите) несколько пальчиковых игр (новых для ребенка), чтобы вы всегда были во всеоружии, если нужно будет развлечь или отвлечь малыша. Для ребенка постарше можно предложить игры со словами – разного рода логические цепочки, «города», «кто больше» (требуется назвать как можно больше цветов, фруктов, овощей, растений, деталей одежды, марок автомобилей и т.п.). А если ребенок уже умеет писать, предложите ему сыграть в такую игру: выбирается буква (допустим, «д») и на эту букву вы и ребенок должны написать как можно больше слов, при этом каждое последующее слово должно быть длиннее предыдущего на одну букву. Например: до – дом – дача – дупло – дерево и т.п. Если вы заранее запаслись тетрадкой в клетку, можете сыграть в морской бой.

Если в вагоне поезда едет несколько детей, близких по возрасту вашим, считайте, что вам повезло – развлекать ребенка лично вам придется в гораздо меньшей степени. Но в случае необходимости (например, когда дети перестанут реагировать на призывы проводницы не бегать по коридору, а в этих самых призывах начнут звучать уже истерические нотки), будьте готовы выступить идейным вдохновителем какой-нибудь игры.

И последнее: если у вас есть портативный DVD, прихватите его с собой. В случае необходимости он поможет разрядить обстановку, однако, злоупотреблять им не стоит: все-таки совместное путешествие – это время для максимально тесного общения с ребенком.

Марьяна Мархинина

=Материал опубликован 12.06.2011