5 подсказок, как достичь взаимопонимания с подростком

Сургут • Разделы    → Подростки

- Мы желаем ему самого лучшего, а он не ценит этого совершенно.
- У него переходный возраст, по любому поводу конфликты.
- Чем старше становится мой ребенок, тем меньше я его понимаю.

Знакомые слова?

Хотите лучше понять своего подрастающего ребенка? Попробую вам помочь.

Меня зовут Александра, я обычный подросток, у которого (в отличие от многих моих сверстников) хорошие дружеские отношения в семье.

Нередко так выходит, что дети и их родители живут вроде бы рядом, но словно на разных берегах одной реки. Я попытаюсь построить для вас мостик. Может быть, это поможет обрести взаимопонимание.

Давайте разберем пять распространенных ситуаций.

1. Гардеробное упрямство.

Нас сложно уговорить тепло одеться (в шапку, например), если мы считаем, что на улице не холодно. Или заставить надеть в школу классический костюм, когда нам хочется – яркую футболку и рваные джинсы. Снова сопротивление.

Возможно, вы думаете так: «Не понимаю, почему в школу нельзя надевать нормальную одежду, а в джинсах ходить после школы. А без шапки он простудится!».

А вот как думаем мы: «Мне-то виднее, холодно без шапки или нет! И в школе я хочу выглядеть так, как мне нравится, а не так, как мне противно. Мамы, папы, мы уже выросли, и сами способны решать, как одеваться!».

Давайте искать компромисс: для школы можно найти такую одежду, которая устроит и вас, и нас. Между классикой и джинсами найдите что-то среднее. Хороший выход в истории с шапкой: предложите ребенку решать самому, нужно надевать шапку или нет. Но с условием: если простудится, будет наказан. Проверено на мне – работает! Из-за угрозы быть отлученной от телевизора и компьютера в сомнительную погоду я беру шапку на всякий случай с собой, чтобы надеть, если замерзну.

2. Трудовая лень.

Бывает так, что вы просите нас, например, помыть посуду или прибраться в комнате. А мы, в свою очередь, находим тысячу и одну причину, по которым можно сделать это позже или не делать вообще.

Возможно, вы думаете так: «Да он вообще обленился, он эгоист, думает только о себе. И все бы ему развлекаться, а кто будет помогать по дому?».

А вот как думаем мы: ... а нам ведь и вправду лень. Неужели вам, взрослым, никогда не бывает лениво? Тут наши с вами мысли совпадают.

Давайте искать компромисс: вспомните, какими способами вы преодолеваете собственную лень и поделитесь этим с нами. Например, когда мне очень лень идти в магазин, я думаю о том, что в этом магазине куплю себе шоколадку, и сразу становится веселее.

3. Неуспеваемость в школе.

Часто бывает так, что «отличники» и «ударники» скатываются на тройки и двойки именно в подростковом возрасте. Никому от этого радости не бывает. Поверьте, и нам неприятно учиться на тройки.

Возможно, вы думаете так: «Неужели я до последнего класса должна сидеть за его спиной и контролировать, как он делает уроки? И как мы с тройками будем поступать в ВУЗ?».

А вот как думаем мы: если честно, мы все всегда думаем, что, начиная со следующей четверти, будем учиться гораздо лучше. А вчерашнюю тройку-двойку быстренько исправим завтра, тем более что эта оценка не по главным предметам, а по географии (химии, физике, черчению и т.п.).

Давайте искать компромисс: только строгий контроль поможет спасти вашего ребенка от «троечного» аттестата! Увы, это так. Не разрешайте подростку садиться за компьютер или включать телевизор, пока он не предъявит вам сделанные уроки (простите меня, мои сверстники!).

4. Теле- компьютерное зависание

Это когда мы все свободное время проводим, воткнувшись в телевизор или компьютер, или сразу и туда, и туда.

Возможно, вы думаете так: «Ребенок совершенно деградировал! Он не дышит свежим воздухом, не двигается и глупеет на глазах. Как можно развиваться, не читая книг?».

А вот как думаем мы: «Книжки? Вы серьезно? Мне не интересно читать книжки. Я не «ботаник» какой-нибудь. И что мне читать? Классику? Если бы попалась хорошая книжка…».

Давайте искать компромисс: если книжка действительно интересная, ваш ребенок легко откажется в ее пользу от компьютера и телевизора. Вспомните, какие книги вы зачитывали до дыр в его возрасте и сходите с ним в библиотеку. Что касается свежего воздуха – если ребенок сам не хочет гулять с друзьями, почаще отправляйте его в магазин, расположенный в паре автобусных остановок от вашего дома (пешком, конечно). А если ему лень, смотрите пункт №2.

5. Ребенок попал в плохую компанию

То есть, вам-то кажется, что в плохую, а ему с ними интересно.

Возможно, вы думаете так: «Ничему хорошему эти дети не научат. Надо срочно запретить все контакты с подозрительной компанией».

А вот как думаем мы: «Это мои друзья, и мне решать, с кем общаться, а с кем нет! Будете запрещать – буду дружить назло».

Давайте искать компромисс: доверяйте вашему ребенку (но проверяйте его друзей). Разговаривайте с ним, спрашивайте, что ему интересно в его друзьях, показывайте свое беспокойство за него, а не свою неприязнь к его друзьям. Возможно, доверительные беседы помогут ребенку понять, нужны ему такие друзья или нет.

Дорогие родители, помните, что лучший ключик к сердцу ребенка «трудного возраста» - это мягкость и дружелюбие. Попробуйте поставить себя на место подростка, вспомните ваше собственное детство – надеюсь, это так же поможет вам обрести взаимопонимание с вашим ребенком.

Александра

=Материал опубликован 10.05.2011