Не могу справиться с ребёнком

Здравствуйте, Марина.

Спасибо за вопрос. Хочу подчеркнуть то, с какой любовью и нежностью Вы описываете поведение сына… Это приятно. Отвечая на Ваш основной вопрос (Стоит ли посещать Центр или приобщить ребенка к более спортивным занятиям?), поддержу Вас и скажу, что Вы мыслите в правильном направлении. Действительно, если ребенок ведет себя в Центре развития так, как Вы и описываете, то имеет смысл перейти на индивидуальные занятия с психологом, которые бы специально были простроены так, чтобы ребенок в первую очередь мог выплескивать свою энергию в игре, снимая эмоциональное и физическое напряжение, а во вторую уже получать новые знания, информацию и пр. Иначе сложно воспринимать что-то новое, когда потребность в движении и физической активности у ребенка не является удовлетворенной. (Если есть потребность, значит, необходимо найти способ ее удовлетворить, иначе она будет находить выход себе сама, но еще более непроизвольно и неконтролируемо, т.к. в этом возрасте о произвольном поведении говорить очень рано. В этот период ребенку особенно важна поддержка, понимание и направление развития, которое взрослый ему задает!).

По поводу «невнимательности, нетерпеливости, непослушания», которые вызывают беспокойства у Вас. С одной стороны, еще раз подчеркну, что психические функции в этом возрасте (память, внимание, мышление) носят еще непроизвольный характер, поэтому ребенок воспринимает, запоминает и т.д. то, что находится в поле его зрения, запоминает непроизвольно (без специальных усилий). Поэтому поведение ребенка в этом возрасте еще называют «полевым». С другой стороны, если наблюдается чрезмерная активность, трудности в восприятии обращенной речи, беспричинный плач и др. признаки, то имеет смысл показаться специалисту (Это может быть как детский психолог, дефектолог, так и врач-невролог).

Обратите внимание, что происходит на данный момент в вашей семье, Марина? В отношениях? Какое Ваше состояние, мысли, чувства, переживания? Может ли это отразиться на состоянии ребенка? Ведь поведение ребенка – это отражение эмоций в семье, а особенно мамочки, т.к. еще существенна Ваша с ним тесная психологическая связь, которая к 3 – 3,5 годам не будет уже столь прочной. (В связи с этим имеет смысл почитать о кризисе трех лет в развитии ребенка, хотя я вижу, что Вы достаточно грамотная мамочка).

Отдельное спасибо за вопросы и выражения «стыдно за поведение ребенка», «как себя вести, когда он плохо себя ведет?», т.к. не всякий родитель способен признаться в этом, хотя на самом деле в реальности на консультациях очень часто встречаешься с этим чувством . Действительно общественное давление имеет место быть в нашей жизни… Но я бы задала Вам вопрос, Марина: Какого было бы вам, если бы ощутили, что Вас стыдятся? Что Вы испытываете при этом? Представьте на минуту, что Вам не разрешают быть самой собой, потому что это НЕПРИВЫЧНО другим? Что Вы чувствуете? Что Вам хочется сделать?

Как Вы в реальности относитесь к тому, когда Вас кто-то оценивает со стороны (на работе, на улице, в отношениях)? Почему? Какого Вам хочется к себе отношения? Что Вы можете для этого сделать?

Удачи, Вам, Марина!

Вы уже хорошая состоявшаяся мама и прекрасная женщина! (Только почаще себе это говорите)

С уважением, клинический психолог
Баянова Мария

Консультации: 

Комментарии

Марина, хочу сказать Вам отдельно по поводу фразы "Ничего, все пройдет...". "Всё" может и не пройти. Что говорят специалисты (невролог, педиатр, психолог) по поводу такого поведения ребенка? Ведь то, что Вы описываете, очень напоминает симптомы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а в этом случае, чем раньше Вы начнете коррекцию, или, хотя бы ознакомитесь с спец.литературой по данной проблеме, тем более гармоничны будут Ваши с ребенком отношения.
Вполне вероятно, что такой диагноз Вам и не будет поставлен, но, в любом случае, совокупное мнение нескольких специалистов Вам не помешает. Кроме того, вполне вероятно, что вам дадут рекомендации, как удовлетворить столь высокую потребность ребенка в двигательной активности.

Уважаемые гости, давайте не будет ставить диагнозы, даже предположительно!
К тому же СДВГ как диагноз ставится не ранее 5-6-летнего возраста, когда наблюдаются сложности в обучении у ребенка, плюс важно опираться на другие признаки, стойко проявляющиеся минимум 6 месяцев:
1.Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
3.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
4.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
5.Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
6.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
7.Легко отвлекается на посторонние стимулы.
8.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
9.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. 10.Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
11.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
12.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
13.Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
14.Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
15.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
С уважением, Баянова Мария