Лицеи и гимназии Сургута постепенно будут избавляться от вторых смен

Сургут • Разделы    → Школьники

Лицеи и гимназии учатся в две смены, а должны — в одну

Последние два месяца от родителей, чьи дети ходят в третий лицей, можно услышать странные рассказы. Мол, на родительских собраниях им сообщили: примерно через год количество учащихся будет сокращено на 200 человек.

Вот, например, что рассказала нам Юлия, мать учащегося лицея № 3: «На родительском собрании в лицее говорили, что нормы не позволяют им работать в две смены. А через год очередная аккредитация, и к этому моменту нужно успеть перейти на односменное обучение. Поэтому у каждого ученика будет высчитан коэффициент успеваемости. Те, у кого он будет ниже определенной планки, будут отсеяны».

Подобную информацию от учителей слышали и сами ученики лицея. Первый вопрос, который возникает, — куда пойдут «сокращенные», учитывая нехватку школ? А если от ненормированного груза в виде второй смены избавятся все лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением предметов? Их, к слову, в Сургуте двенадцать. И только в двух обучение проводится, как и положено, в одну смену.

Впрочем, директор треть-его лицея Алексей Тостановский информацию о сокращении учеников опроверг, сказав, что подготовка к переходу на односменное обучение и впрямь ведется, но не за счет отчисления детей. Лицей просто сократит набор в первые классы. О том, когда при таких мерах наполняемость учреждения позволит перейти на односменное обучение, действительно ли существует опасность не пройти аккредитацию и какова природа слухов об отчислении, руководитель говорить отказался, сославшись на занятость.

Что ж, видимо обучение детей в две смены действительно занимает слишком много времени. А единственным объяснением появления идентичной информации от разных родителей и учеников можно считать массовые слуховые галлюцинации.

В департаменте образования администрации Сургута подтвердили, что основная часть лицеев и гимназий работает в две смены вопреки санитарным нормам. Более того, у лицея № 1 уже была опасная ситуация, когда надзорные органы чуть было не оставили учреждение без лицензии. Однако законодательных оснований сокращать количество нынешних лицеистов нет. Теоретически школьникам, которые не справляются с учебной программой, может быть предложено перевестись в обычную школу. Но что означает «не справляется с программой»? Такая юридическая норма нигде не прописана.

Законодательно к лицеистам и гимназистам нет требований, чтобы они учились на одни лишь четверки и пятерки. Так что даже если родителей учеников третьего лицея слух не обманул, то сказанное они могут считать неудачной шуткой.

Впрочем, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки. Перевод лицеев и гимназий на односменное обучение так или иначе неизбежен — если исходить из логики принимаемых в России законов и норм. Ведь Закон «Об образовании» прямо говорит, что школы должны соответствовать установленным нормам, в том числе СанПиН. А нормы эти, в свою очередь, говорят, что в школах с углубленным изучением предметов, лицеях и гимназиях учеба должна вестись в одну смену. Но как реализовать это на практике? В подобных образовательных учреждениях Сургута учится треть всех школьников города — более десяти тысяч человек. И все (кроме двух учреждений) работают в две смены. Грубые подсчеты показывают, что за «бортом» оказываются сразу несколько тысяч учеников.

По мнению основателя гимназии-лаборатории и ее бессменного руководителя Валерия Салахова, обеспечить должное качество в образовательных учреждениях с особым статусом можно лишь обучая детей в одну смену: «Гимназии и лицеи должны выполнять поставленные перед ними задачи. Если эти образовательные учреждения будут соответствовать своему статусу и производить весь объем услуг, то несколько смен они не осилят физически. Я считаю, что гимназии и лицеи должны быть в одну смену. Ведь и школы не могут принимать столько детей, сколько, грубо говоря, влезет. У обычной школы, которая работает в две смены, максимально может быть 1200 учащихся. Это тогда, когда работа идет в самом упрощенном режиме».

Обычные школы готовятся к третьей смене, а должны учиться в одну-две

Обычным школам, так или иначе, придется взять на себя дополнительный объем. Все те первоклашки, которые не поместятся в гимназии и лицеи, должны быть «утрамбованы» куда-то еще. Школа — не детский сад, и стоять в очереди на место никто не будет.

В ближайшее время по окружной программе в Сургуте планируется построить три школы.  Однако специалисты департамента образования утверждают, что эти здания не покроют весь дефицит мест за партами. Во-первых, вновь строящиеся или реконструируемые общеобразовательные учреждения по санитарно-эпидемиологическим нормам должны иметь вместимость, рассчитанную для обучения только в одну смену. Во-вторых, ежегодно количество первоклассников растет примерно на 500 человек. И судя по демографической ситуации, пик наполняемости школ еще впереди. Учитывая необходимость разгрузить лицеи и гимназии, ситуация через несколько лет может оказаться еще сложнее, чем представляется сегодня.

Директор департамента образования Надежда Стрельцова уже говорила, что, возможно, через несколько лет все школы Сургута будут работать в три смены. Тогда может встать вопрос о качестве обучения и о лицензировании в обычных школах. Впрочем, это становится актуальным уже сегодня. Большинство школ рассчитаны не более чем на 820 мест. Однако с 2004 года был изменен учебный план: добавлены часы информатики и физкультуры. Эти нормы, учитывая количество учеников, выполняются с трудом.

С завидным постоянством ужесточаются и иные требования. Каждый год приходится подгонять здания под противопожарные правила и предписания Роспотребнадзора. Так, прошлым летом была выделена достаточно большая в сравнении с предыдущими годами сумма на ремонты школ и детских садов, в ряде случаев речь шла об исполнении судебных решений. То есть если бы средства изысканы не были, некоторые школы 1 сентября просто бы не открылись. С сентября 2011-го вступают в силу еще более строгие санитарно-эпидемиологические требования, в которых прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определено время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся.

Вот лишь некоторые из них: «Начальные классы должны быть выделены в отдельный учебный блок, имеющий выход на территорию школы. Каждый этаж здания школы должен быть оборудован туалетами для мальчиков и девочек в расчете один унитаз на 20 девочек, один умывальник на 30 девочек и один унитаз, один писсуар, один умывальник на 30 мальчиков. В школах, работающих в две смены, обучение первых, пятых, девятых и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно проходить в первую смену (вновь строящиеся и реконструируемые должны быть рассчитаны только на одну смену)».

И отдельным пунктом — «не допускается обучение в три смены».

Все эти нормы в теории представляются великим благом. В тех условиях, которые диктует законодательство, ничего другого и не останется, как думать о качестве образования. Причем не только в лицеях и гимназиях, но и в обычных школах. Но в реальности школы кое-как поспевают за чередой реформ образования. В телефонной беседе специалист департамента образования на вопрос: «Реформа вам снова задала задачку повышенной сложности?» — ответила: «Какая из них? Они ведь не прекращаются, идут одна за другой».

Еще не залатав старые дыры в стенах, собирая деньги с родителей на замену линолеума и думая, как распределить школьников по дефицитным местам, работники образования уже читают новые разнарядки. А когда основные задачи лежат в плоскости «разрешат ли открыть школу в очередной учебный год или нет?», то закон просто не может работать на качест-во.

Алия Латыпова 

Газета "Новый город"

Кстати

По словам родителей учеников лицея № 3, им были выданы списки с рейтингами их чад, некий коэффициент успеваемости. Для некоторых это стало поводом задуматься о повышении успеваемости своего ребенка. Мол, если постарается исправиться, то уж точно оставят.

Справка "НГ"

С 1 сентября 2011 года вступают в силу новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».  Они затрагивают практически все сферы школьной жизни.

Мнение

Зависит ли качество образования от количества смен в школе?

Николай Иванисов, депутат думы г. Сургута, директор школы № 46:
— Да, и связь эта очень существенна. Как показывает практика, вторая смена отрицательно влияет на качество образования. Дети в первую смену должны более качественно, глубоко изучать предметы. Вторая смена традиционно ориентируется педагогами на расширение базовых знаний, здесь предпочтительны элективные курсы, факультативы, упор на оздоровительные мероприятия. Поэтому считаю, что частичное введение учебы только в одну смену в сургутских школах — правильный и своевременный шаг.

Андрей Никитин, директор средней обще-образовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов:
— Вопрос сложный. Для нашей частной школы этой проблемы не существует — дети учатся в одну смену. Но я уверен, что в других образовательных учреждениях необходимы две смены, так как сегодня учеников у нас больше, чем учебных мест. Я не склонен связывать качество образования с тем, в какую смену учатся дети. Ключевой момент заключается в том, как они мотивированы на усвоение знаний и каков уровень качества образовательных услуг в учебных заведениях.

Эдуард Логинов, председатель общественной организации ветеранов боевых действий «Содружество»:
— Качество образовательных услуг, думаю, особо не изменится, если перейти с двух-трех смен на одну. Правда, я не знаю, хватит ли учебных площадей и учителей, чтобы вывести всех работать в одну смену, если вводить подобную практику для всех школ. Для детей же эти изменения только на пользу: после учебы у них появится масса свободного времени. Я сам когда-то учился в школе во вторую смену и знаю, как неудобно в этом случае строить распорядок дня.

Софья Король, директор музыкальной школы № 4:
— Сейчас в Сургуте полностью перевести школы на одну смену невозможно, потому что их просто-напросто не хватит или в них будет огромная загруженность, которая и так есть в некоторых учебных учреждениях. Естественно, постепенно это может разрешиться, и тогда во вторую смену по желанию дети смогут заниматься спортом, музыкой, во всевозможных кружках по интересам. Но от такого положения дел, например, нам будет не очень комфортно. У нас сейчас в первую смену занимаются около 40 процентов учеников школы, а во вторую — 60, и это уже не всегда удобно. А так получится, что все они будут учиться во вторую. Это не проблема, когда школа большая и количество кабинетов позволяет. Я считаю, что обучение в несколько смен на качество не влияет. Тем более в музыкальной школе, когда преподаватель и так согласовывает с родителями, в какое время ребенок должен заниматься.

Наталья Лепина, директор Центра социальной помощи семье и детям «Зазеркалье»:
— Как бывший учитель, могу сказать, что количество смен влияет на качество образования, так как с утра работоспособность детей выше. Информация, которую дают учителя в это время, легче усваивается. Ко второй половине дня внимание ученика понижается. Педагоги, утомленные первой сменой, тоже бывают более рассеянными, что ведет к худшему пониманию детьми учебного материала, поэтому связь между качеством образования и количеством смен становится очевидной.

=Материал опубликован 15.04.2011