В каком возрасте наступает срок выхода малыша из семьи в окружающий мир? Об этом спорят сегодня не только медики, психологи и педагоги дошкольного образования. Этот вопрос сегодня как никогда важен и для местной власти. Мы пережили демографический провал 90−х, растеряв накопленный в советский период потенциал дошкольного образования, а сегодня измеряем очереди в детсады десятками тысяч. Более 18 тысяч малышей ждут сегодня места в МДОУ Сургута, при этом мамы «становятся в очередь» с момента рождения ребенка. Скажем, в соседнем Нижневартовске масштабы проблемы поменьше – там деток записывают в детсад только с двухлетнего возраста. Соответственно, и аналогичная статистика не такая пугающая, как у нас. Давайте зададим простой вопрос: каков оптимальный возраст похода в детсад – время, по сути, первого опыта жизни вне семьи? И какой период нужен малышу, чтобы этот опыт не обернулся пожизненной психотравмой?
Что такое адаптация?
Адаптация (лат.) – прилаживание, приспособление. Адаптационный период – одно из ключевых понятий, употребляемых сегодня в детской психологии. По мнению специалистов, именно успешная адаптация при выходе из под родительской опеки – первый поход в детсад, а затем в школу – определяет в дальнейшем психическое здоровье личности, способность гармонировать с самим собой и окружающим миром. Вопрос об определении ребенка в детский сад подчас является болезненным. С одной стороны, это экономическая необходимость: семья, особенно молодая, часто нуждается в доходах обоих супругов. К тому же зачастую молодая мама профессионально активна и рассматривает пребывание в декретном отпуске - а по закону это три долгих года - как вынужденную помеху карьере. Да и не каждый супруг способен полностью материально обеспечить семью. Поэтому ясно, что решение часто принимается в пользу детсада - но в пользу ли ребенка? Например, медики и психологи уверены, что оптимальный возраст для первых «общественных коммуникаций» – три-четыре годика. Исключение можно сделать для малышей, живущих в асоциальных семьях, с пьющими родителями и в коммунальной разрухе: чем раньше они попадут под опеку работников МДОУ – тем для них лучше. Всем остальным необходим переходный период, который специалисты называют адаптацией.
Начинаем с себя
Вы все-таки решили отдать своего ребенка в детский сад. Но готов ли он к этому, а главное – готовы ли вы сами? На эти и многие другие вопросы «СВ» попросили дать комментарии двух опытных педагогов, которые также являются непосредственными руководителями дошкольных учреждений. Давайте знакомиться: наш первый собеседник – Любовь Веселова, заведующая МДОУ №25 «Родничок».
- Любовь Михайловна, когда, на ваш взгляд, наступает оптимальный возраст для посещения детсада?
- Опираясь на свой опыт (Любовь Михайловна работает в сфере дошкольного образования более 45 лет! – прим. авт.), скажу, что ребенок должен находиться при маме до трех лет. Тогда семья достаточно подготавливает его и к социальным условиям жизни, и к общению с окружающими людьми. Учитывая наш образ жизни и материальный недостаток в семье, многие мамы пытаются ребенка «сдать в садик» раньше. Есть даже родители, которые стремятся доверить свое чадо воспитателю и в полтора-два года. Такой опыт редко бывает удачным – хотя все зависит оттого, как детей готовят к походу в сад.
- А как их нужно готовить к этому? Что должны делать родители малыша?
- Конечно, начинать адаптацию необходимо с семьи. Ребенок должен знать, что есть такие домики, детские сады, где очень хорошо живется детям. Где есть любящие воспитатели. Нужно малышу говорить, что мы пойдем не к тетке какой-то, а мы пойдем к замечательной тете, у которой много игрушек. С тобой будут играть, тебе будет интересно, а маме-папе нужно идти на работу, чтобы зарабатывать денежки. И не надо стесняться этого – ведь и ребенку предстоит включиться в систему экономических отношений в обществе. Так пусть же он будет к этому готов, пусть он это понимает.
- Любовь Михайловна, скажите, какие особенности можно наблюдать в поведении ребенка во время сложного периода адаптации?
- Первое, с чем приходится сталкиваться – плач и крик малыша при расставании с мамой. Постарайтесь долго не задерживаться рядом с ребенком, без вас воспитатель быстрее его успокоит. Помните, что ваша эмоциональная связь еще довольно тесна, поэтому все переживания, тревоги и страхи будут сказываться на настроении и психическом состоянии малыша. У ребенка в период адаптации может сильно и надолго снизиться аппетит. Возможны случаи стойкого отказа от еды, нарушение дневного сна. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, неглубокий, поверхностный. Малыш может вскрикивать, плакать, просыпаться со слезами, или же вообще не спать. У особо чувствительных детей возможно функциональное нарушение стула. Для большинства детей в период адаптации характерно снижение речевой активности. Отношение к сверстникам проявляется в безразличии, иногда – агрессивных реакциях. Есть вероятность того, что спустя некоторое время ваше чадо может заболеть. Не обвиняйте в этом воспитателей, это нормальная реакция организма на новую обстановку и незнакомых людей. Ваша задача в этот период: следить за правильным чередованием периода сна и бодрствования, соблюдать режим питания. Но, пожалуй, самое главное – искренне любить и поддерживать своего ребенка.
Стресс грозит не только взрослым!
Говорят, что Ольга Кондрашкина, директор дома дневного досуга и отдыха «Пчелка», уже четыре года не была в отпуске. По сути, она является руководителем первого в Сургуте частного детского сада, который получил признание и поддержку как власти, так и бизнеса. Не так давно Фонд поддержки предпринимательства Югры выделил садику кредит на обустройство и развитие, а гарантом выступила Администрация г. Сургута. О том, какие заботы волнуют Ольгу Кондрашкину и куда в итоге «прилетит «Пчелка», мы расскажем в одном из последующих номеров «СВ», а пока – снова об адаптации:
- Ольга Ивановна, почему адаптация бывает настолько болезненна для малыша?
- В первый же день ломается привычный стереотип жизни: разлука с родителями, пребывание среди 15-20 сверстников. Все это рождает чувство тревоги, неуверенности, незащищенности. А порой, если мама и папа ведут себя неправильно – ощущение покинутости, одиночества. Ребенка страшит внезапность происходящего: связи с семьей прерваны, его окружают чужие люди и обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения – ребенок плачет, рыдает, бунтует, отказывается от помощи, требует маму. Доминирует негатив: малыш забывает о еде, сне. Он настолько взбудоражен, что не в состоянии успокоиться и дома, не отпускает от себя близких. То же самое происходит на второй и третий день. Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок: у ребенка может подняться температура, может появиться сыпь или же первые признаки расстройства желудка. Надо набраться терпения для спокойного, ласкового и бережного обращения с ребенком. Очень важна спокойная обстановка дома! Страдает малыш, с ним и все домашние – но нелегко и воспитателю. Бывают такие детки, которые требуют внимания всех работников дошкольного учреждения. А есть и те, кто из всего коллектива выбирает одного единственного воспитателя и привязывается к нему до окончания дошкольного образования. Мы стараемся найти подход к каждому.
- Ольга Ивановна, а как помочь малышу снять стресс?
- Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша. Наше дошкольное учреждение всегда готово прийти на помощь: воспитатели, медицинские работники, психолог проводят консультации, готовы разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему. Самое важное: единство и постоянство требований как со стороны педагогов, так и пап, и мам. Согласованность действий семьи и воспитателей – вот лучший, точнее, единственный рецепт от детского стресса в период адаптации. Все это происходит постепенно, и у всех детей на адаптацию тратится разное количество времени. Никогда не сравнивайте своего ребенка с соседским! Слова о том, что у соседей Петя уже вовсю играет с другими детками и кушает кашку, вами забудутся – но ребенок запомнит их надолго, возможно, на всю жизнь. Поэтому очень важно, чтобы адаптационный переход был плавным, ни в коем случае не травмирующим малыша.
Добавить к рекомендациям профессионалов можно только одно: не перекладывайте ответственность на воспитателей детсада, психологов, а впоследствии – учителей. Обвиняя специалистов в недостатках воспитания ребенка, вы не только ведете себя неэтично, но и нарушаете закон, в котором четко сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» (пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Наша справка
Что сделать, чтобы ваш малыш чувствовал себя в детсаду уверенно и комфортно?
1. Получить консультацию у специалистов МДОУ (медицинской сестры и психолога)об адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
2. Еще до поступления ребенка в детский сад познакомиться с воспитателем вашей группы.
3. Рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребенка.
4. Познакомить ребенка с воспитателями, помощником воспитателя, с детьми группы, погулять с ними на прогулке. Показать малышу, что в детском саду ему будет также тепло и уютно, как под маминой опекой. А еще - очень интересно, ведь в группе с другими ребятишками хорошо и весело играть, там гораздо больше игрушек, чем дома.
5. Наберитесь терпения: по мнению психологов, адаптация можед длиться, в зависимости от состояния психики ребенка, от трех недель до трех месяцев.
СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№37(462) от 25 сентября 2010 года
| |