Под колпаком "заботы"

Сургут • Разделы    — Брак и семья

Министерство образования и науки РФ сообщило о планах внедрения «Паспортов здоровья школьника». Дневник потребует от детей, кроме сведений о состоянии их здоровья, еще и перечисления вредных привычек - своих и родителей, а также собственных оценок обстановки в семье (благополучная, конфликтная) и т.д. По замыслам чиновников от образования после общественного обсуждения в течение двух лет «Паспорт здоровья школьника» появится у каждого ученика страны с 1 по 11 класс. Этот документ ребенок должен будет ежедневно заполнять вместе с родителями, учителями, медработниками и психологами. Как утверждают противники нововведения, введение «Паспортаздоровья школьника» противоречит сразу двум статьям Конституции РФ, его регулярное заполнение чревато для детей развитием психосоматических неврозов, а для родителей - опасностью шантажа и потери родительских прав.  

Школьники должны будут вклеивать в него свои фотографии в возрасте 7, 11 и 15 лет. Кроме того, от них потребуется оценить обстановку в своей семье (варианты ответов: благополучная, конфликтная, есть член семьи с ограниченными двигательными способностями, есть тяжелобольной в семье). Далее следуют данные о перенесенных и хронических заболеваниях, пропусках занятий по болезни и госпитализациях, вылеченных зубах, а также о наличии аллергии. Также в паспорте должны быть указаны результаты ученика по физподготовке.

Кроме того, школьник обязан будет описать свой распорядок дня и перечислить «все основные действия, совершаемые в течение стандартного учебного и выходного дня». Помимо этого, он должен указать свой рацион питания, вредные привычки свои и членов семьи (в частности, кто курит в семье), хобби, круг интересов, а также нарисовать схему (или вклеить фотографию) своей комнаты. В конце паспорта следуют сведения о психологическом развитии ребенка и его успеваемости.

"Мы начинаем очень важный проект. Паспорт здоровья школьника - это комплексный документ, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребёнка, о его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах", - сообщила директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алина Левитская (http://mon.gov.ru/press/news/6410/).

"Этот проект должен способствовать формированию у молодого поколения ответственного отношения к своему здоровью. Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет осознавал, что здоровье не даётся навечно от рождения, его нужно сохранять и укреплять на протяжении всей жизни, что предполагает воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, - отметила Алина Левитская, - Мы надеемся, что Паспорт здоровья будет ещё одним стимулом для организации правильного режима дня, контроля за нагрузками на уроках физкультуры, за рационом питания ребёнка, обеспечением его двигательной активности".

По утверждению высокопоставленной чиновницы Минобраза, паспорт - это не самоцель, оценка состояния здоровья детей в каждом классе каждой школы позволит осуществлять мониторинг состояния здоровья детей в стране, вносить необходимые изменения в условия обучения, в организацию оздоровления и отдыха детей, чтобы эффективно обеспечивать сохранение и укрепление здоровья школьников, формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни.

В качестве основания для разработки «паспорта здоровья школьника» Минобраз приводит следующую статистику. В настоящее время более половины детей имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; только около 10 % выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории абсолютно здоровых. А ведь в соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 32) ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несёт образовательное учреждение.

Как утверждают противники нововведения, «Паспорт здоровья школьника» противоречит сразу двум статьям Конституции РФ. Пункт 1 статьи 23 гласит: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени". Сведения о телефонах и должностях ближайших родственников, а также сведения о нравственном климате в семье и о наличии тяжелобольных родственников составляют семейную тайну. И принудительное внесение всех этих данных в паспорт противозаконно. А под понятие личной тайны попадает вся медицинская информация о ребёнке. В пункте 1 статьи 24 говорится: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются". Введение «Паспорта здоровья школьника» предполагает не только сбор и хранение конфиденциальной информации, но и ее использование и распространение - все данные из «паспортов» школьников будут передаваться в министерство для проведения мониторинга. Стоит отметить, что эти две вышеупомянутые статьи Конституции по российским законам настолько неприкосновенны, что даже при введении в стране чрезвычайного положения, как говорится в статье 56 Конституции, их действие не может быть ограничено.

Противники «Паспорта здоровья школьника» отмечают еще один крайне опасный момент поголовной «паспортизации» школьников - появляется безотказный рычаг воздействия на семью школьника. Причем подобные методы воздействия (и без «Паспорта здоровья школьника») сегодня пытаются широко ввести в практику. И вовсе не чиновники Минобраза, а заинтересованные коммерческие структуры. Как сообщают российские СМИ, сейчас в России, если кто-то не может отдать кредит, коллекторы подают на должника в суд на установление факта, что он не может надлежащим образом содержать ребёнка (денег нет даже на оплату кредита!) и на лишение на этом основании родительских прав. Напуганным родителям приходится идти на все условия коллекторов и влезать в новые долги, лишь бы не лишиться детей. То есть на лицо фактическое использование интерпретации закона, делает ребёнка заложником кредитных отношений и «законным» средством вымогательства. Какие схемы могут быть опробованы, когда содержание «паспортов здоровья школьника» станет доступно коммерчески заинтересованным лицам?

Также, по мнению противников нововведения, сведения из «паспортов здоровья школьников» могут попадать в международные агентства усыновления. А дальше из-за плохих привычек и плохих квартирных условий, о которых ребенок наивно сообщит в своем дневнике, будут выбраковываться родители. А детей начнут забирать у «неправильных» родителей и отдавать на усыновление более «достойным», у которых нет вредных привычек, у которых хорошие квартирные и материальные условия, у которых все в порядке с рационом питания.


Реакция: 

Ирина Медведева

Ирина Медведева

директор Института демографической безопасности, вице-президент и соучредитель Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку

Меня просто ужаснул паспорт здоровья. Это выглядит просто ужасающе со всех точек зрения. Когда ребёнка просят фиксировать каждый день разные аспекты своего здоровья, то он фиксируется на отклонении своего здоровья. К чему это приводит? Я это хорошо знаю, как клинический психолог. Это приводит к психосоматическим неврозам... В «Паспорте здоровья школьника» есть что-то фашистское. Это также похоже на выбраковку плохих лошадей и фиксацию на породистых. Это евгеническое улучшение породы с помощью дневников, в которых будет анализироваться: кто болен, кто здоров, у кого какие зубы.

Комментарии: 


  • Ляйсан Тухватуллина

    Ляйсан Тухватуллина

    Специалист по работе с молодежью Молодежного центра «Идель», г. Казань

    Удивительно, насколько просто взяли и порешили - что надо! А кого-нибудь заинтересовал вопрос, как родители, учителя, сами ученики отнесутся к такому паспорту???

    Поразила фраза «контроль за нагрузками на уроках физкультуры». А сейчас кто-нибудь занимается этим??? В паспорте здоровья ребенка может быть отмечено, что он абсолютно здоров, а с утра в столовой той же самой школы съел чего-либо и ему уже плохо. Кто будет учитывать???

    «В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 32) ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несёт образовательное учреждение». В таком случае, не логичнее ли провести для начала проверку самих образовательных учреждений?

    Удивительно, насколько безразличны Законы! Любой ребенок будет чувствовать себя ущемленным, когда его принуждают нести ответственность за взрослых родителей, родственников. А где хваленая «семья-ячейка общества»? И что будут делать с детьми, которые не согласятся на такие фашистские методы работы?


  • Сейдула Магомедов

    Сейдула Магомедов

    Председатель Правления Ростовской региональной общественной организации «Донское Землячество народов Дагестана», г. Ростов-на-Дону

    По поводу «Паспорта здоровья школьника» хочу сказать, что это полное беззаконие и игнорирование в первую очередь Конституционных прав и прав человека, которые ему дал Бог! Порой кажется, что Министерство образования, как будто, всегда думает, как же поэффективнее дестабилизировать состояние в сфере образования. А должно бы быть наоборот, наверное? Сбор информации такого характера у детей - это антиконституционно и не могу понять, почему Прокуратура остается в сторонке при принятии такого абсурдного нормативно-правового акта! Абсолютно не могу понять и того, почему «Паспорт» должен повлиять на моральное и физическое здоровье школьника! Лично мое мнение - если введут этот «Паспорт», то получается, что наша Конституция принята лишь для формальности, и, определенно, не считаются ни с ней, ни с Президентом нашей МОГУЧЕЙ страны! Честно, никак не могу сказать, зачем Министерству Образование такого рода подробная информация о семьях школьников и о них самих: ведь ведомство  это относится пока вроде бы как к Правительству, а не к ФСБ и другим правоохранительным органам и спецслужбам! Стоило бы подробно изучить другие проблемы - реальные, и решать их. А их в школах много больше, чем «проблем» «паспортизации»... Вообще, назрело время социального контроля за принимаемыми органами исполнительной власти решениями, о котором говорит наш Президент. Пора адаптировать к жизни элементы гражданского общества, которые очень необходимы для нашей Родины ради сохранения и стабильности нашей мощной и замечательной страны.


  • Николай Шеляпин

    Николай Шеляпин

    координатор социальной и правозащитной деятельности Международного общественного фонда культуры и образования, г. Санкт-Петербург

    В первую очередь, необходимо заметить, что такое нововведение может нарушить права школьников и их родителей. Еще никто не отменял право на конфиденциальность личных данных. С одной стороны «паспорт здоровья школьника» может иметь место быть в том случае, если будет иметь вид обычной медицинской карточки, с одним главным отличием, карточку будут заполнять школьники под присмотром родителей. А информация о состоянии здоровья родителей будет скорее лишней. Многие болезни носят интимный характер, о которых могут знать только врачи и сами пациенты, возможно ограниченный круг родственников.

    Не думаю, что введение такого паспорта может кардинально изменить ситуацию физического и морального здоровья граждан в стране. Почему бы не подойти к вопросу с другой стороны. Может, стоит увеличить количество бесплатных спортивных секций, пересмотреть репертуар некоторых телеканалов и т.д.

    Возможно, сбор такой информации приведет к тотальному контролю, что всячески будет противоречить Конституции РФ. Для того, чтобы этого не произошло все же необходимо принять закон на федеральном уровне, ограничивающий вмешательство органов власти в дела семьи и защищающий детей и их родственников от неконституционных попыток органов власти осуществлять над ними, так называемый социальный контроль.


  • Владимир Орлов

    Владимир Орлов

    Заместитель председателя МОО "Вече", Москва

    Как бы директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России не была бы оптимистично настроена в данном проекте, могу ее огорчить. То, что они придумали - это не очень хорошо. Это не "паспорт здоровья", это - досье. Теоретически, при соблюдении всех юридических и этических норм, может, и неплохая штука. В реальных условиях - все, что угодно, вплоть до источника "взятковымогания" в школе и поликлинике. Информация из Паспорта здоровья школьника такая вещь, которая при неосторожном использовании может причинить вред. Подобная информация должна быть строго конфиденциальной в соответствии с законом "О защите персональных данных" причем без всяких оговорок на возможность хоть малейшего доступа посторонних лиц (даже родителей ребенка сидящего за соседней партой), причем все должностные лица, так или иначе получающие доступ к этой информации, должны давать соответствующие подписки о неразглашении данной информации под угрозой уголовного преследования. Хотя, впрочем, лично я считаю, что информация, которая будет собираться в эту в карточку, является излишней, по крайней мере для тех целей, что ставят перед собой авторы проекта.

    Не думаю, что наличие паспорта здоровья каким либо образом будет способствовать улучшению здоровья школьника. Практическая польза от этого нововведения будет минимальна, т.к. ведение "паспорта" будет чисто формальным (так же, как сейчас ведут мед. карты в учебных заведениях - традиция-с!). Школьник - ещё ребёнок и те мотивационные причины, что описали создатели школьных карт здоровья, для него не играют ни какой роли (впрочем они играют минимальную роль и для родителей, а уж для детей и подавно)! Для него во много раз важнее пример родителей, друзей, кумиров, сама атмосфера и принятые нормы в обществе и в школьной среде.

    Кроме того, вспомните, что в настоящее время очень мощная тенденция среди родителей - я родил, дело школы воспитать! По сути, школьная карта ещё более усилит тенденцию безответственности и государственного убогого патернализма царящего в нашем обществе.

    Для повышения физического здоровья необходимо пропаганда здорового образа жизни, возможности занятия спортом, доступность этого. Курение, алкоголь, наркотики - должны стать моветоном, несовременным, не принятым в обществе. Если взрослость будет определяться не возможностью хлебнуть пивка, покурить, ширнуться, не этой псевдоинициацией, а возможностью приобщиться к взрослым делам (спорт, наука, служба в армии, участие в общественной жизни, самостоятельная жизнь, своя семья ...) - то всё встанет на свои места.

    Зная слегка тусовку Минобрнауки, не удивлюсь, что целью является сбор информации о российской семье по заданию хоть околорелигиозных сект, хоть околоправительственных западных фондов. Наша элита слишком топорна и глупа, слишком недалека и не способна мыслить самостоятельно, даже себе на пользу, слишком питается западными идеями и смыслами, чтобы быть способной что-то сделать на пользу гражданину России и хоть как-то правильно использовать этот массив ценнейшей информации.

    Хотя я и не конспиратолог...  можно предположить, что это очередной "распил" бюджета. И, естественно, информация которая будет собираться в этот так называемый паспорт, возможно будет использоваться во вред. Особенно учитывая тот факт, что базы данных и более серьезных ведомств регулярно "сливают" торговцам на "Митинском радио-рынке".

    Что касается принятия каких-либо дополнительных законов ограничивающих вмешательство органов власти в дела семьи и защищающих детей и их родственников от неконституционных попыток органов власти осуществлять над ними так называемый социальный контроль. Проникновение в частную жизнь, разумеется, должно быть ограничено. Но если Паспорт здоровья школьника - это просто более мобильный и удобный аналог медицинской карты, то не очень понятно, каким образом государство собирается вмешиваться в дела семьи. И кроме того "Суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения " даже чиновниками.


  • Валерий Ивановский

    Валерий Ивановский

    Председатель Высшего Совета Общероссийской общественной организации «Гражданские Силы», г. Москва

    С огромным удовольствием и слезами умиления на глазах читал сообщение Алины Левицкой, Директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки о том, что вышеозначенное министерство начинает очень важный проект - паспорт здоровья школьника, который, по мнению все той же Алины Левицкой, должен стать комплексным документом, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребенка, его физическом развитии, психоэмоциональном состоянии, данные ежегодной диспансеризации, данные о ежегодных медицинских осмотрах. В паспорт также будут внесены данные о физических особенностях ребенка, перенесенных им заболеваниях, сведения о семье, успеваемости и личных достижениях.

    Был весьма расстроен, когда понял, что отпечатки пальцев все-таки брать не будут. Состояние экзальтации наступило, когда я понял, что, оказывается, по словам все той же Алины Левицкой, этот проект должен способствовать формированию у молодого поколения ответственного отношения к своему здоровью. Таким образом, по мнению Минобрнауки и отдельных его представителей, этому способствует не открытие многочисленных, доступных, разнообразных спортивных секций для детей и взрослых, работа преподавателей всех уровней, популяризация здорового образа жизни, социальная реклама, личный пример родителей, а, оказывается, сбор личной конфиденциаьной информации о человеке должен прививать ему желание заниматься спортом. Наверное, потому, что осознание того факта, что любой желающий, преследуя любые, в том числе сомнительные цели, может получить всю конфиденциальную информацию о человеке, вызывает желание стать сильней, чтобы как-то защитить себя. Другого объяснения я найти не могу.

    По моему мнению, это вопиющее несоответствие средств и целей. В голову приходит следующий анекдот: мужчина забрался на высокое дерево и боится с него слезть самостоятельно. Взывает о помощи. Услышав крики, к дереву подходит второй человек. Выслушав просьбу первого, говорит: «Сейчас помогу». Достает длинную веревку, один конец бросает вверх страждущему, со словами: «Обвяжи себя крепче за пояс». Когда сидящий на дереве обвязал себя, тот, что снизу, резко дернул за веревку. Крики, треск ломаемых сучьев, глухой удар тела об землю, реанимация. Тот, кто был на дереве, с трудом открывая глаза, видит над собой улыбающееся лицо «спасителя». «Ты что, обалдел?» - «Сам дурак, мы вчера точно так же одного из колодца спасали».

    Неизвестно, каким образом многоуважаемой Алине Левицкой пришла в голову идея создания паспорта здоровья школьника и с какой целью, но навряд ли идея эта сможет достичь поставленной цели, а именно, формирования у молодого поколения ответственного отношения к своему здоровью.

    Меня беспокоит, что российские власти создают очередную подробную базу данных с информацией о российских школьниках и членах их семей, которая, при нашей безалаберности, может попасть в руки кого угодно, и будет использована во вред школьникам и их родственников.


  • Андрей Борисов

    Андрей Борисов

    член Курской региональной общественной организации (КРО) «Ветераны налоговой полиции»

    Однако режим обеспечения конфиденциальности этих сведений, а точнее полное отсутствие регламентации этого вопроса - отсутствие такого режима - нонсенс. Извините, коллеги, но эти ребята чрезмерно заработались там со своими проектами и реформами.

    Такая форма работы с семьями и школьниками педагогов, психологов, различных медиков позволяет собрать целое досье на семью, но она недопустима. Способ - незаконный. И пора подумать над тем, в каких формах собирается и регистрируется информация о семьях детей-школьников в средних образовательных учреждениях. Есть журнал успеваемости, где фиксируется: Ф.И.О. родителей, место их работы, адрес, телефон. Это минимально необходимая информация для того, чтобы связаться с родителями для целей обучения и воспитания ребенка.

    Стоит посмотреть, каким нормативным правовым актом установлена такая форма и подумать о том, чтобы эта регламентация приобрела юридическую силу законодательного акта.

    Чрезмерная формализация вряд ли поможет в деле физического и морального оздоровления подростков - школьников. Но равнодушия и цинизма лицам, которые будут обязаны вести эти формы, прибавит точно.

    В школах очень внимательно относятся к информации о родителях ребенка, ибо это - дополнительные финансовые, материальные или иные возможности, в том числе лично-корыстного плана. Задача простой связи с родителями классного руководителя уже не стоит и он выводится из процесса воспитания. У него появляется возможность "перекивнуть" проблему на семью, психолога, медиков. Тем самым создаются фундаментальные и тотально-выхолащивающие воспитание из школьного процесса условия. Для чего это нужно? Не будем теоретизировать, но то, что под этот проект могут отпускаться немалые денежные средства - это факт. Невольно напрашивается сравнение: это черви в яблоке.

    Несомненно, эти меры принесут вред как детям, так, вероятно, и родителям. А может быть, и семейным отношениям: из них исчезнет доверительность отношений с лицами, вторгающимися в эти отношения, такт, в том числе - между близкими людьми. Интенсификация жизни станет причиной того, что педагогических бесед в семье не будет, а будут одни "нагоняи", которые будут формировать циничную молодежь. Она ли нужна обществу? О власти умолчим.

    Целесообразно разработать проект федерального закона, вносящего дополнения в законодательство об образовании, которые должны быть направлены на недопущение этого произвола реформаторов от образования.


  • Наталья Милашенко

    Наталья Милашенко

    Член Донского союза молодёжи, волонтёр ростовской общественной организации «Экологика», г. Ростов-на-Дону

    Думаю, что введение таких паспортов потребует и индивидуального подхода к каждому ученику. Индивидуальный подход, как в использовании информации из паспорта, так и в составлении самого паспорта. Интересно, будет ли кто-то следить за тем, как дети с родителями, медики и психологи вносят записи в паспорт учащегося? Не исключено, что там «кули-мули» будут возникать, ошибки.

    Проект мне видится шагом к скрупулёзной «переписи населения», своеобразным инструментом Большого Брата. Уже созданы социальные сети, в которых могут зарегистрироваться лица, начиная с 14 лет. А как Большому Брату узнать информацию, скажем, о младших школьниках?! Через паспорта здоровья! Таким образом, почти весь народ - под контролем. Очередной ход - создание паспортов здоровья для пенсионеров. Их-то нет в социальных сетях.

    Я окончила школу восемь лет назад, и уже тогда были сертификаты о прививках... С наличием этого документа согласна. А выносить остальную конфиденциальную информацию на всеобщее обозрение мне кажется лишним.


  • Ирина Крайсман

    Ирина Крайсман

    заместитель председателя ТРОО РНМО "Югендблик", член АОО "Ассамблея народов Сибири"

    Данный проект не считаю важным. Более того, он кажется мне не только бессмысленным в рамках заявленной цели, но и вызывает сомнения, т.к. пока не удается прочитать между строк истинные цели... Хотя на некоторые размышления наводит. Информация и сейчас запрашивается в учебных заведениях о заболеваниях школьника и о его психологических особенностях. И что? Кто ее использует с пользой для ребенка? Как она вообще используется? Повысит ли данный проект уровень физического и морального здоровья российских граждан? Нет и еще раз нет. Дополнительная бумажная работа для кого-то и необходимая собранная информация для чего-то. Вот и все!


  • Ярослав Коротков

    Ярослав Коротков

    заместитель председателя Исполкома Молодежного союза юристов Российской Федерации, г. Москва

    Паспорт здоровья школьника, названный г-жой Левитской "очень важным проектом", напоминает очередную кампанию по растрачиванию народных или отмыванию иностранных средств. Никому этот паспорт не будет, конечно же, нужен, и никто не будет его заполнять. И в первую очередь самим чиновникам министерства. Непонятно, каким образом эта информация способна повысить уровень физического и морального здоровья российских граждан. Дети выше прыгать начнут или, заполняя этот паспорт, лучше писать научатся? Особенно в той части, где надо сообщить про вредные привычки своих родственников - хорошее воспитаньице: даешь павликов морозовых!

    Стыдно за взрослых людей. Вместо того, чтобы тратить свое время и народные деньги на ерунду, лучше бы зарплату повысили тем, кто с изо дня в день с детьми работает в школах, детских садах и домах ребенка. Над содержанием учебников работали, над углублением знаний учащихся.

    Такое впечатление, что в Минобрнауке долго сидели на раскаленной крыше, чтобы такое придумать. Не говоря уже о том, что это, безусловно, прямое вмешательство органов власти в дела семьи. А медицинская информация вообще является конфиденциальной.


  • Ульяна Подкорытова

    Ульяна Подкорытова

    председатель Студенческого парламента Югорского государственного университета, председатель Совета студенческого самоуправления ЖК ЮГУ "Студенческий городок", г. Ханты-Мансийск

    Вся информация будет известна... Я не думаю, что этот факт демократичен. По Конституциии РФ каждый гражданин имеет право на невмешательство в свою личную жизнь. А в данной ситуации явное нарушение этих прав.

    Паспорт - это не гарант повышения здоровья детей. Мне кажется, информация о прививках, перенесенных болезнях и другой информации о здоровье, непосредственно касающаяся здоровья, в одном документе будет очень удобной. Но вопросы про родителей, родственников и т. д. - это лишнее.


  • Сергей Подболотов

    Сергей Подболотов

    Председатель комитета по делам инвалидов региональной общественной ассоциации «Общественная палата Воронежской области», руководитель Ресурсного центра поддержки НКО Воронежской области

    Идея с паспортом здоровья для школьника - это очередная попытка, с одной стороны, государства получить данные о гражданине и сделать их открытыми, с другой стороны, это бестолковая идея, которая ничего не даст кроме гор бумаги и траты времени бюджетников, которым, как считается, делать нечего.

    Для начала отметим, что состояние здоровья человека - его персональные данные. Ему или его законным представителя решать, как распорядиться ими и как себя лечить. Зачем заполнять декларацию о своём самочувствии, если она находится в медицинской карточке пациента? Зачем её переписывать и для чего\кого?

    Любой школьный психолог вам скажет что психологическое состояние ребёнка  - это данные, ограниченные в обороте и запрос о психологической диагностике ребёнка. диагностика ребёнка проводится по запросу родителя, педагога, администрации учебного заведения. Общая задача всех участников данного процесса - максимально сохранить конфиденциальность данных и помочь ребёнку. Чем и кому поможет открытый паспорт здоровья?

    Организаторы паспортизации не дают гарантии что информация паспорта будет достоверна. Одно то, что его будут заполнять и родители, заранее указывает на то, что ребёнок в их паспорте будет здоровым и замечательным.

    Само появление этой идеи наталкивает на мысль совершенствования закона о персональных данных и распространения его на жизнь школьников в общественном коллективе.


  • Альберт Кумуков

    Альберт Кумуков

    эксперт Центра евразийских и международных исследований, член клуба «Многонациональная Россия», г. Казань

    К сожалению, в первый раз слышу о том, что Минобраз РФ разработал и намерен ввести так называемый «паспорт здоровья школьника». Конечно, заинтересованность Минобраза в воспитании здорового поколения  заслуживает похвалы, но как мне кажется, это нововведение не даст желаемого результата.  Я не вижу смысла введения «паспорт здоровья», потому что в школах есть его аналог -  медкарта, где в принципе отражены все аспекты здоровья школьника.  А излишнюю информацию о вредных и полезных привычках членов его семьи, об образе жизни семьи и отношениях родственников между собой не должны знать все, кому не лень. Это нарушение конституционных прав ребенка и вмешательство в личную жизнь человека.

    На мой взгляд, повысить уровень физического и морального здоровья российских граждан с помощью данного «паспорта» невозможно. Для достижения   вышеперечисленных задач, как мне кажется, необходимо отменить излишнюю загруженность школьных программ, создать общедоступные спортивные секции, заинтересовать ребенка заниматься спортом и привить ему любовь к здоровому образу жизни.


  • Екатерина Щинина

    Екатерина Щинина

    руководитель Самарского регионального отделения Молодежного общероссийского общественного движения «Российские студенческие отряды», член молодежной парламентской ассамблеи при Совет Федерации

    Жить надо так, чтобы не было стыдно. Да, ребенок - это зеркало семьи. Да, нам, взрослым, зачастую трудно, а иногда и невыносимо больно принять недостатки и особенности своих подрастающих детей - ведь в них видны наши «недоработки». Особенно неприятно, когда это известно людям вокруг - вдруг начинает казаться, что это снижает авторитет, разрушает образ себя, который так долго и скрупулезно создавался.

    А  если на секунду подумать не о себе, любимом, а о детях? О тех, кому не повезло родиться в семье, где тебя действительно любят или где вообще никого, даже себя, не берегут? Как может узнать о бедах этого замкнутого в себе ребенка наше общество, люди с сохранным инстинктом родительства, способные к сопереживанию и заботе? Сегодня о таких бедах становится известно, когда изменить что-либо бывает  уже поздно! И если система «паспорт здоровья школьника» поможет предупредить развитие семейных и личных трагедий, то я, как мать двух завтрашних школьников, согласна участвовать в этом проекте!

     


  • Мария Решняк

    Мария Решняк

    Заместитель заведующего кафедры Уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, кандидат юридических наук

    О том, что собираются вводить «паспорт здоровья» школьника, разговоры идут давно. Пока для этого не было нормативной базы, да и представление о том, что же это такое «паспорт здоровья» и какую информацию он должен в себя включать, не было единообразным. В принципе, некое подобие такого «паспорта» в школах уже есть, это медкарта, с которой ребенок поступает в школу. В ней отражается информация о том, какими заболеваниями он болел, какие прививки ему были сделаны на протяжении всей его жизни, имеются ли хронические заболевания и какая рекомендована группа здоровья для занятий физкультурой, результаты ежегодных диспансеризаций, медицинские противопоказания. Конечно, какая-то информация о родителях в этой карте также имеется, но не в таком объеме, какой предполагается включить сейчас. Полагаю, что информацию, выходящую за пределы вопросов, касающихся здоровья ребенка, включать в паспорт нельзя, тем более, если эта информация потенциально может стать доступной любому сотруднику образовательной системы и не только ему.

    Введение «паспорта здоровья» школьника вряд ли повысит уровень физического и морального здоровья граждан, так как наличие или отсутствие документа информационного характера по определению этого сделать не может. Полагаю, более эффективным для решения проблемы состояния здоровья школьников было бы: изменение школьной программы в сторону уменьшения нагрузки (ликвидация модных, но совершенно не нужных в определенном возрасте предметов), увеличение количества бесплатных для всех спортивных секций разного профиля, возвращение «дворового» спорта, повышение профессионального уровня педагогов, умная (профессиональная) социальная реклама здорового образа жизни.

    Не думаю, что введение «паспорта здоровья» - это попытка государства вмешиваться в дела семьи или осуществлять социальный контроль над семьей. Вероятнее всего, неплохая сама по себе идея иметь в едином документе сведения о состоянии здоровья гражданина, чиновниками как всегда была преобразована в нечто неудобоваримое. Единственная организация, которая вправе располагать данной информацией в полном объеме, это ЛПУ, сотрудники которого несут ответственность за нераспространение сведений, касающихся состояния здоровья пациента. Полагаю, вполне достаточной мерой будет внесение всех необходимых сведений на микрочип пластиковой «карты ученика» (по аналогии с социальной картой москвича). В таком случае, если с учеником что-то происходит, необходимая и, что немаловажно, достоверная информация о его состоянии здоровья будет доступна медикам сразу же.


  • Юлия Карих

    Юлия Карих

    Представитель комитета по международному сотрудничеству Немецкого молодежного объединения, г. Абакан

    К сожалению, слышу об этой инициативе впервые, но к информации в статье есть несколько вопросов. Какие документы до этого момента фиксировали состояние здоровья ребенка? Кто будет отвечать за сохранность и конфиденциальность информации? Насколько я знаю, в школах регулярно проходят медицинские обследования, психологическая диагностика и т.д., т.е. вся та информация, которая необходима специалистам для мониторинга есть, только в разных источниках. Поэтому, если цель паспортизации - собрать информацию для анализа, то это, как мне кажется, можно сделать без нововведений. А если цель - формировать культуру здорового образа жизни, то этого недостаточно без систематической работы с родителями, без качественного бесплатного медицинского обслуживания, без отказа от рекламы пива и прочих вредящих здоровью продуктов.

    Лично мне бы не хотелось, чтобы на моего ребенка был «заведен» вот такой паспорт. Если есть проблемы в воспитании, в отношениях - есть социальные работники, школьные психологи, свои умудренные опытом родители.

    Поэтому мне кажется, для решения обозначенных в статье проблем, введение паспорта не поможет, а наоборот добавит новых трудностей, должностей, забот и  финансов.


  • Дмитрий Мотов

    Дмитрий Мотов

    специалист общественной молодежной организации «Свердловская областная организация "Российского Союза Молодежи»

    Первый раз услышал об этом нововведении. Сразу же возникли по этому поводу ряд вопросов: - А насколько процедура сбора, хранения и использования данных о детях и их семьях будет защищена и будут ли эти условия соответствовать уже действующему федеральному закону о защите персональных данных? Кто (какой круг лиц и на каких условиях) будет допущен к её использованию и редактированию? Будут ли уведомляться "препарируемые" этим нововведением семьи о содержании вводимой в данные "паспорта" информации о них и смогут ли они её изменять и/или обжаловать? И как всё это соотносится с Конституцией России и международными нормами о защите прав человека? Извините, но у меня пока больше вопросов чем ответов... При этом, конечно, я согласен с необходимостью унификации подходов и методов по оздоровлению детей, в том числе и по сбору соответствующей информации. Но это как минимум должно отражаться на каком-то защищённом носителе (флэш-карта, чип и т.п.) находящемся на руках у этих семей, чтобы они видели наглядно при подключении, например, к ПК, какие конкретно данные о них хранятся, и при возникающих у них вопросах или при их несогласии с этой информацией всегда была бы объективная возможность их обжаловать или изменить (некий заранее оговорённый порядок). Кроме того, при использовании всей этой системы сбора данных, находящаяся на руках у людей информация (защищённая определённым образом) должна иметь приоритет над той, что может "вдруг" возникнуть в недрах министерств и ведомств, и пополняться (опять же, по заранее определённой процедуре) только в соответствии с проводимыми в лечебных учреждениях диагностическими исследованиями и лечением. Что же касается сбора персональной информации о семье, то здесь Вы совершенно правы: необходим правовой регулятор (Федеральный закон или Указ Президента РФ), чётко определяющий права и обязанности сторон и степень вмешательства государства в личную жизнь граждан, а также меру ответственности за возможные нарушения. А иначе, это всё лишь шаг в тоталитаризм, под опеку "Большого Брата"...


  • Мисирза Ильгар Юсифзаде

    Мисирза Ильгар Юсифзаде

    член "Совета молодежных организаций республики Татарстан"

    Интересно, что же будет дальше? По всей видимости, недолго осталось существовать нашей Конституции! Одно вмешательство за другим в личную сферу человека! Сначала - попытка узаконить вмешательство спецслужб в личную жизнь, а теперь и попытка ликвидировать понятие личной жизни. Такими шагами нашему государству недолго останется до таких стран, как Северная Корея, где, как известно, нет личной жизни, есть лишь общественная.

    Даже с медицинской точки зрения эта вещь абсолютно бесполезная. Уже многие годы существует такая вещь как медкарта, в которую с детства записывается вся история болезней. Ну, а внесение в этот новый «паспорт» таких данных, как отношения с родственниками и данные о них даже нельзя представить. Интересно было бы послушать, как объясняли бы необходимость внесения этих данных. Что же касается ограничения вмешательства органов власти в личную жизнь, то если я не ошибаюсь, в Конституции четко прописано, да и не только в Конституции, но и в конвенции по правам человека, что никто не вправе вмешиваться в личную жизнь человека, а подобные попытки вмешательства должны жестко наказываться.

    Я не удивлюсь, если приток инвестиций в Россию, в связи с последними двумя попытками узаконить вмешательства в личную сферу, уменьшится, а отток населения из страны увеличится! Мне кажется, если наша глубокоуважаемая партия власти, как и сама власть, не хочет потерять множество своих единомышленников, то она не допустит реализации подобных проектов.


  • Константин Волков

    Константин Волков

    председатель Дальневосточного регионального отделения Молодежного Союза Юристов РФ, г. Хабаровск

    Идея обеспечения безопасности здоровья подрастающего поколения, безусловно, является важной и нужной для российского общества. Тем более, что статистические исследования показывают неудовлетворительную картину здоровье российских школьников, значительная часть которых попросту нуждается в серьезном лечении.

    В последнее время появилось такое понятие, как "школьные болезни", которое отражает влияние среды внутри учебного заведения на здоровье учащихся. В Минобрнауки РФ отмечают рост заболеваемости детей до 14 лет, в результате чего почти половина российских школьников (около 7 миллионов) имеет "ослабленное здоровье".

    В то же время, введение Паспорта здоровья школьника принципиально вопроса обеспечения безопасности здоровья ребенка в школе не решает по ряду причин. Известно, что здоровье любого человека зависит от трех составляющих: генетическая предрасположенность к заболеваниям, образ жизни человека, и доступ к высококвалифицированной медицине. Если не проводить планомерную работу по названным направлениям, то как в том анекдоте ситуация принципиально не измениться, а писанины добавиться.

    Кроме этого, любая информация о жизни человека является его личной тайной. Наличие информации о здоровье школьника не обеспеченной должной конфиденциальной защитой приведет к прямому нарушению его конституционного права на неприкосновенность частной жизни. Даже если сделать определенную попытку в этом направлении, все равно, нет гарантии от утечки информации. Сегодня многие конфиденциальные базы данных по более серьезным вопросам мы можем спокойно приобрести в переходах метрополитена. Поэтому полагаю, что идея обеспечения безопасности здоровья школьника заслуживает поддержки, а вот механизм реализации нужно, пожалуй, менять.

     

     


  • Юлия Гришина

    Юлия Гришина

    член Совета молодежной организации российских немцев, член Ассоциации Молодых Предпринимателей России, член клуба "Многонациональная Россия", г. Калининград

    Паспорт здоровья школьника - это, несомненно, хорошо. И стремление государства в целом, а Минобраза в частности, воспитать здоровое поколение, без сомнения, похвально. Вот только как данные о каждом из членов семьи и их образе жизни соотносятся со здоровьем ребенка? Одно дело, когда речь идет о наследственности - болезнях, особенностях и прочем. Но, это и так отражается в медицинской карточке. И совсем другое, если государство намеревается таким вот незатейливым образом измерять "уровень тревожности" каждой российской семьи.

    Хотя в свете недавно принятого закона о клевете, очень даже логично. Чипы встроить не разрешают?  Значит, нужно действовать через доносы одних граждан на других и через детей под благообразной маской заботы о здоровье растущего поколения.

    Семья - это, конечно, ячейка общества. Но как насчет соблюдения личного пространства человека и семьи? И где грань разрешенного вмешательства государства в личную жизнь?

    Уровень морального и физического здоровья россиян нужно повышать комплексом мер - от пропаганды здорового образа жизни (а не рекламы пива, льющейся по центральным каналам в бесконечных количествах) до строительства спортивных комплексов и спортивных площадок. Необходимо сделать спорт более доступным и привлекательным для более широкого круга граждан.

    Здоровый образ жизни - это не только спорт, это и правильное питание, и разумное чередование работы и отдыха, и общий тонус и настроение. Необходимо сместить фокус сознания с "НЕ пей", "НЕ кури", "НЕ принимай наркотики" на "Отжимайся по утрам", "Пей свежевыжатые соки", "Ешь самовыращенную морковку". А то иногда такое ощущение, что исполнители заказов на социальную рекламу в действительности напрямую работают на производителей пива и наркодилеров.

    Но думаю, что никаких  дополнительных законов принимать не нужно. Наверное, было бы достаточно, если бы в нашей стране де-факто соблюдались хотя бы положения Конституции.

     


  • Анна Лукошина

    Анна Лукошина

    комиссар Самарского регионального отделения Молодежного общероссийского общественного движения "Российские студенческие отряды"

    О проекте Минобраза РФ до этого момента  не слышала. Но меня сразу насторожила информация о том, что в Паспрорте здоровья школьника будет  собрана вся конфиденциальная информация о здоровье, образе жизни, вредных и полезных привычках не только самого школьника, но и членов его семьи, об образе жизни семьи и отношениях родственников между собой. Считаю это грубейшим нарушением прав человека (составляющих ядро конституционного права правовых государств), нарушением права на личную жизнь! Всеобщая декларация прав человека в статье 12 провозглашает: "Никто не может подвергнуться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

    Согласно части 1 статьи 23 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Этому праву корреспондируют положения части 1 статьи 24 Конституции РФ, устанавливающие, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

    А статья 137 Уголовного Кодекса представляет собой уголовно-правовую гарантию этих конституционных прав граждан.

        Когда я училась в школе, у нас были личные медицинские книжки, в которых указывались все нюансы состояния здоровья ученика. Мы проходили ежегодно медицинские осмотры, при школах были кабинеты, оснащённые всем необходимым инвентарем и медикаментами, для оказания первой помощи. Иногда даже функционировал стоматологический кабинет. Это правильно, за детьми должен быть пристальный "присмотр" в этом плане. Но информация должна быть строго конфиденциальная, доступная только школьному врачу, классному руководителю и часть информации должна быть в открытом доступе для физрука. Контроль за утечкой подобной информации или за её нерациональным использованием должен осуществлять школьный врач. Я, например, категорически против того, чтобы о моих проблемах со здоровьем, а также о здоровье  членов моей семьи знали все, кому не лень! А то, что введение Паспорта здоровья школьника повысит уровень физического и морального здоровья российских граждан - это может быть и верно. По крайней мере, на здоровье детей будут чаще обращать внимания. А в их возрасте это очень важно. Поживём - увидим.


  • Михаил Духович

    Михаил Духович

    руководитель пресс-службы Центрального штаба "Молодой Гвардии "Единой России"

    Я пока не слышал ни о «паспортах здоровья» школьников, ни о сборе данных для них. Но, мне кажется, что информация о вредных и полезных привычках в семье, а также об отношениях в семье может быть полезной, если она будет корректно заполнена вместе с родителями, после чего использована в школе "с умом". Разумеется, что данные эти всё же должны быть конфиденциальными и защищенными от посторонних лиц.

    Я считаю, что сбор подобной информации может быть оправдан только в случае, если будут разработаны нормативы по доступу и использованию этих данных, не менее (а-то и более) строгие, чем юридические нормативные акты, поскольку свободный доступ к подобной информации может быть использован в корыстных и неблаговидных целях.

    Но, гипотетически, корректное использование данных из паспорта школьника может благостно сказать на школьном воспитании. Повторюсь, что эти данные должны быть использованы исключительно правомерно.

    Правомерное и полезное использование такой информации может помочь выявить межличностные конфликты внутри семей и предотвратить различное насилие над детьми в неблагоприятных семьях. Но злоупотребление полномочиями (вследствие человеческого фактора) может, наоборот, оказать "медвежью услугу" в этом проекте.

    Выше я уже отмечал, что законодательная поддержка необходима, и в нормативных актах должно быть четко прописано как, кто и в каких случаях может пользоваться подобной информацией. Я считаю, что задумка в идеале неплохая, но на сегодняшний день у нас нет уверенности в том, что информация, к которой получит доступ Минобраз и его представители, будет использоваться в благих целях. А до тех пор, пока эта уверенность не появится (в виде и нормативной поддержки в том числе), вводить подобный "паспорт" рано.


  • Константин Матис

    Константин Матис

    член правления АК ОФ «Молодежный Фонд Алтая», г. Барнаул

    Считаю эту инициативу просто стремлением создать видимость работы. С одной стороны, цели, о которых говориться, правильные и нужные. Действительно нужно вести мониторинг здоровья детей, действительно нужно учитывать психо-физиологические особенности детей в процессе обучения, но лично мне не понятно как это все реализуется через такие паспорта. Разве наличие такого паспорта позволит ребенку осознать "что здоровье не даётся навечно от рождения, его нужно сохранять и укреплять на протяжении всей жизни"? Разве без такого паспорта сейчас невозможна "организация правильного режима дня, контроля за нагрузками на уроках физкультуры, за рационом питания ребёнка, обеспечением его двигательной активности"? Для этого нужно всего лишь, чтобы каждый выполнял свою работу: родители заботились о том, что бы об особенностях здоровья его ребенка знал школьный врач или преподаватель, например, физкультуры. Сам преподаватель физкультуры хотя бы интересовался этими особенностями и учитывал их в работе с ребенком. Школьные врачи занимались мониторингом здоровья детей. А если сейчас люди не хотят делать свою работу качественно, то почему они должны начать ее делать при наличии таких паспортов? Что же касается возмущений о вмешательстве в личную жизнь, считаю это тоже надуманной проблемой. Поскольку если родитель не захочет, чтобы что-то было внесено в такой паспорт, то это не будет внесено. И не нужно для этого специальные законы. И еще не понятно, если паспорт не "самоцель", так зачем о нем столько говорить? Если это один маленький шаг к решению действительно проблемы, то просто нужно этот шаг сделать и решать проблему. Зачем об этом заявлять, рассуждать, обсуждать и дискутировать. Как раз это говорит, о том, что пока именно паспорт является самоцелью, т.е. создать видимость работы.


  • Алина Овчинникова

    Алина Овчинникова

    Председатель студенческого совета Кемеровского государственного университета культуры и искусств

    Об этом паспорте ничего не слышала, но считаю, что это затея не принесет никакой пользы, а наоборот принесет лишние проблемы!

    Это лишний способ развить "предвзятое" отношение в классах к школьникам, не отвечающим требованиям "идеального паспорта". Конфиденциальную информацию чиновники могут использовать в своих непонятных целях...

    Данный паспорт, на мой взгляд, никак не повысит уровень физического и морального здоровья российских граждан. Чтобы повысить здоровье школьников нужно заниматься им: организовывать бесплатные спортивные клубы и т.д. Делать так, чтоб спорт был общедоступным, а не привилегией обеспеченных людей!


  • Татьяна Кашеварова

    Татьяна Кашеварова

    член Совета по делам Молодежи при главе Архангельской области

    Мне не  известно ровным счётом ничего о «Паспорте школьника».

    Я считаю, что информация из данного паспотра должна быть доступна ограниченному кругу лиц - и это однозначно. Сбор подобной информации я считаю законным. А насколько это будет оправданно, мы сможем оценить лет через 15, когда поколение школьников уже "вырастет". Именно тогда мы и увидим плоды данной работы.

    Однако, я думаю, что вся информация не будет полностью составлять объективную картину здоровья школьников в стране. Я уверена, что огромное количество семей будет утаивать ряд информации, особенно если это связано с перенесёнными "страшными" болезнями и с наследственностью. А некоторые семьи будут наоборот рисовать "идеальную картину мира". Я думаю, прежде чем заводить подобный паспорт, необходимо провести очень большую и "грамотную работу" с семьями (родителями или лицами их замещающих). И у меня вопрос: а как же дети-сироты? Я не верю в то, что воспитатели в наших детских домах будут тщательно следить за их состоянием и внимательно всё вместе с ребёнком вписывать в паспорт школьника. Хочется узнать больше о механизмах внедрения данного паспорта на территории РФ и планах по его адаптации.

    Предполагаю, введение паспорта школьника сможет повлиять на повышение уровня физического и морального здоровья граждан.

    Такая полная информация о школьниках и членах их семей, как в "Паспорте здоровья школьника", нужна, наверное, для полного контроля над жителями в стране.


  • Дмитрий Котляров

    Дмитрий Котляров

    член СПО (студенческий педагогический отряд) «Вожатская академия», волонтер общественной организации «Педагогическое общество города Арзамаса»

    Что касается «Паспорта здоровья школьника», то о нем я слышу впервые и не понимаю суть этого документа. Мне кажется, он вообще не нужен! Вмешиваться в дела семьи, может быть, иногда и надо, но какими-то другими способами!

    Право Слова

=Материал опубликован 21.06.2010