Лесная прогулка: не только отдохнуть, но и научиться

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

Городские дети, к сожалению, не имеют вообще или имеют минимальный опыт общения с природой. Поэтому, когда неподготовленные дошкольники и школьники впервые попадают на лесную прогулку, большинство из них, не владея культурой поведения в лесу, наблюдений за его обитателями, воспринимают выход в природу, как возможность только побегать и покричать. Получается фонтан ярких впечатлений и перенасыщенный эмоциональный фон.

Родителям же под силу превратить прогулку в настоящий лесной урок.

Подумайте, в лесу познание объектов и явлений природы происходит не абстрактно, а воочию. Но организация познавательной деятельности с ребенком в природе будет иметь свои особенности.

Первая задача во время прогулки – развитие интереса. Дети по природе своей любопытны и открыты. Каждая увиденная в лесу мелочь вызывает у них восторг и желание понять: «Что это такое? Почему именно так?». И взрослому не нужно бояться отсутствия энциклопедических знаний лесной жизни. Наша цель – не пытаться ответить сразу на все детские вопросы, а поддерживать рожденное удивление. Тут важно использовать ситуации, когда дети сами проявляют любопытство. Например, почему стволы многих деревьев окрашены в красно-кирпичный цвет? Если взять образец красного налета (кусочек коры) и рассмотреть под микроскопом, например, в школьном кабинете биологии, то выяснится, что красноватый цвет дает водоросль, живущая преимущественно с северной стороны деревьев.

Или борщевик - растение, которого нужно опасаться. Ожоги трудно лечатся. К сожалению, вытоптанные опушки все больше зарастают борщевиком. Во время лесного выхода учим обходить заросли борщевика. Наблюдательные ребята сами делают вывод: а ведь в середине леса борщевика нет. Он растет только на экологически нарушенных территориях.

Развитию интереса к природе способствует и коллекционирование, пусть, в начале бессистемное, спонтанное. Ведь дома всегда можно найти место и разместить приглянувшуюся ребятам в путешествии корягу, древесный гриб-трутовик, красивые шишки, желуди, необычные камни, собрать в букет сухостойные растения. Часто в лесу, особенно в начале осени можно найти оставленные птицами гнезда, в которые они уже повторно не вернутся. Коллекция гнезд украсит любой интерьер. Нежелательно только любительское коллекционирование насекомых. Часто коллекции, поначалу построенные по принципу «кунсткамеры», становятся постепенно незаменимым учебным материалом в семье.

Вторая задача: учимся наблюдать. Природа приоткроет свои тайны, если мы научимся быть внимательными. Учим не только наблюдать, но и спрашивать. Почему, например, стволы у некоторых елей растут прямо из земли, а у других из-под земли торчат могучие корни. Оказывается, ели с «приподнятыми» корнями растут на переувлажненной почве.

Конечно, совсем не обязательно все вопросы разрешать немедленно. У части ребят развита природная наблюдательность, но практически ни у кого не сформированы навыки регулярного наблюдения за определенными фактами и явлениями – необходимое условие любой исследовательской работы. Методики развития наблюдательности разнообразны, подбирают их в зависимости от сезонных условий, специфики группы и многих других переменных. Всегда хороши игры на развития наблюдательности.

Хорошо также приучать ребят буквально с первых лесных прогулок вести дневник наблюдений. Для этого нужно попросить каждого взять с собой небольшой блокнот и карандаш. Ручка в полевых условиях, особенно в холодное время года, менее удобна. Во время прогулки несколько раз останавливаемся, чтобы рассмотреть тот или иной природный объект. Нужно попросить ребят во время таких остановок в блокнотах записывать по одному-два слова – название исследуемого природного объекта или явления и его характеристику. Например, увидели покопы крота, рассказали, где крот живет, чем питается, записали – «кротовина». Рассмотрели, какого цвета ствол у осины, какой формы листики, выяснили, почему говорят «дрожит, как осиновый лист», записали – «осина». К концу прогулки у ребенка в блокноте наблюдений будет записано по 10-15 опорных слов, а, возможно, и зарисовано несколько рисунков-набросков. Всё это – материал для составления потом устных рассказов о прогулке и даже домашних мини-сочинений по итогам увиденного.

Ребятам постарше – 10-12 лет, имеющим опыт ведения записей в полевых условиях, для развития наблюдательности можно предложить во время прогулки изучить участок леса размером 80-100 м² по предложенной схеме.

Запиши:

  1. Объекты, которые можно увидеть _______________________, которые можно потрогать _____________________, которые можно попробовать на вкус ____________, которые имеют запах__________________________
  2. Какие звуки слышишь: природные и звуки, связанные с деятельностью человека _______________________________________
  3. Какие встретились деревья, кустарники и травянистые растения ______________________________
  4. Следы пребывания животных___________________________
  5. Места обитания животных______________________________
  6. Какие видны жилища животных___________________________
  7. Какие животные населяют участок_______________________
  8. Следы человеческой деятельности_________________________
  9. Свидетельства загрязнения участка_______________________
  10. Что в этом задании показалось тебе самым лёгким_________
  11. Что было самым трудным______________________________

Или провести наблюдение за муравьями:

  1. Запиши, где живут муравьи__________________________________
  2. Чем питаются муравьи______________________________________
  3. Опиши их движения________________________________________
  4. Опиши части тела муравья__________________________________
  5. Зарисуй муравья___________________________________________
  6. Опиши, что делают муравьи, встретив на своём пути препятствия(палку, камень…)____________________________________________
  7. Брось муравьям кусочек пищи, опиши, как ведут себя муравьи_____
  8. Зарисуй схему колонии муравьёв______________________________

Интересная методика для развития наблюдательности во время зимних туристских прогулок – следопытство. Об этом мы уже рассказывали на нашем сайте.

Третья задача – научить помогать природе. Простое туристское правило: «после нас – лучше, чем до нас» осваивается с самых азов. Конечно, нельзя мусорить. Место бивака принято оставлять чистым, убранным. Достаточно предусмотреть пакеты для оставшейся ненужной упаковки, фантиков и унести их с собой. Объяснить, например, что если мусора много, то обычно роют мусорные ямы, а металлические банки обжигают в костре и закапывают.

Интересны факты, что бумага разлагается в течения 2 лет, необожженная жестяная консервная банка – 90 лет, полиэтиленовая пленка – 200 лет, алюминиевая банка – 500 лет, стекло – более 1000 лет. А вот остатки еды можно оставить в лесу: кусочки хлеба наколоть на веточки или раскрошить на пенек. Все это – пища для лесных зверей и птиц.

Во время лесной прогулки можно сделать много простых полезных дел: расчистить лесные тропы и дороги от завалов (убрать упавшие ветки и коряги), развесить кормушки для птиц и скворечники, огородить муравейники, расчистить и оборудовать родники, собрать для лесничества семенной фонд – шишки. Личный вклад всегда рождает заинтересованность, а труд на природе побуждает ребят беречь лесное богатство и заботиться о нем.

Задача четвертая: учимся исследовать. Имея опыт практической работы в природе, устойчивые навыки наблюдений, можно приступать к исследовательской работе. Конечно, с малышами она будет носить учебный характер. Здесь конечная цель – получить новые для ребенка знания и, что самое главное, навыки исследовательской деятельности.

Поскольку само прохождение лесного маршрута требует значительных физических усилий, нельзя рассчитывать на использование громоздкого и тяжелого оборудования и инвентаря. Кроме того, погодные условия могут внести коррективы в методику исследовательской работы.

Во время лесных прогулок можно проводить опыты. Об этом мы расскажем подробнее в следующих публикациях. Можно, проходя маршрут по лесу, проводить простейшие экологические исследования. Например, отметить факторы неблагоприятного воздействия на природу человека. Для этого по пути дети отмечают количество встретившихся «ведьминых хвостов» (мутаций веток), капов (наростов) на стволах деревьях, мест произрастания борщевика, мест скопления и характер мусора. Если маршрут проложен вдоль водоема или речки, отмечают цвет воды и наличие мусора в русле и на берегах. И вместе со взрослыми делают выводы.

С уважением, Козлова Юлия Владимировна,
к.п.н., мастер спорта по туризму

=Материал опубликован 07.04.2011