Телевизор и совместные игры. Кто кого?

Сургут • Разделы    → Воспитание

Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский

В век информационной лихорадки, гонка за сенсациями приковала всех родителей к мониторам домашних и рабочих компьютеров, а детей к экранам телевизоров, воспитывать подрастающее поколение стало сложнее. На него или не хватает времени, или средств, или желания. Хотя бывает и наоборот, любящий родитель таскает измученное дитя из одного центра развития в другой, мечтая, что уже в 4 года он заговорит на английском, в 6 лет получит свою первую олимпийскую медаль, а в 10 - экстерном окончит школу, потому что вот такой он одарённый.

За каждодневной суетой, мы перестали ценить минуты спокойного семейного отдыха. Всё чаще, сказку, прочитанную мамой на ночь, заменяют Смешарики, Маша и Медведь, а иногда и того хуже, Терминатор или Человек паук.

Телевизионная зависимость. А есть ли прок вообще?

Телевизионные программы в массе своей вредны для детской психики, для формирования ценностных ориентаций и нравственного воспитания. Почему? Независимые исследователи проанализировали количество времени, проводимое дошкольником у телевизора, и получили результаты, которые их не порадовали, около 6 часов в день.

Нестабильная детская психика уязвима к внушению. Поэтому громкие звуки в кадре, сцены насилия, резкая смена кадров, сюжеты, где показывают, как герои боятся, дерутся, умирают, часто переходят в сон ребёнка и даже могут привести к невротическим симптомам.

Поведение плохишей заразительно, особенно когда эти герои красивые, мужественные, сильные. Их поведение ребёнок воспринимает как норму, так у детей формируется неправильный эталон эмоционального реагирования. Вместо добра, справедливости и дружбы он делает свой выбор в пользу конкуренции, обмана, силы и злости.

Дети должны смотреть детские передачи! Но и здесь кроется опасность. Современные программы в большей степени создаются так, что информация подаётся в готовом виде, не требуя от детей усилий анализа или воображения. В результате замедляется развитие психических функций детей, а также приводит к снижению эмоциональных контактов с родителями. Можно ли исправить эту ситуацию? Конечно. Дозируйте эфирное время и обсуждайте с ребёнком то, что он видел, что ему понравилось, что нет, правильно ли поступил герой в той или иной ситуации, хотелось бы ему оказаться в той ситуации, в кругу тех людей, задумывается ли он о том, что будет происходить дальше? Такая беседа развивает память, внимание, восприятие, воображение, и, конечно, речь.

Чем же заменить телевизор?

Фантазия в жизни ребёнка

Дети любят фантазировать. Они живут в придуманном мире параллельно с реальностью. В их стране чудачеств можно всё, ведь там даже игрушки разговаривают человеческим голосом. Дети очень хотят, чтобы взрослые хоть иногда отправлялись вместе с ними в эту страну поиграть. И в самом деле, ведь нет ничего проще погрузиться в фантазию ребёнка и хоть на чуть-чуть вернуться в детство. Такое взаимодействие со своим ребёнком поможет не только понять его, но и решить различные проблемы – справиться со страхами, застенчивостью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Если подобная форма перевоплощения вас тяготит, то попробуйте сочинять реальные истории и сказки вместе с ребёнком, такая деятельность развивает и обогащает не только словарный запас, но и эмоциональную составляющую личности.

Расскажите ему про своё детство, о своих первых друзьях, любимой игрушке, о его первом дне рождении. Вы удивитесь, дети очень благодарные слушатели. Все их переживания мигом отражаются на лице. Слушая вас, они учатся сочувствовать, дружить, удивляться, слышать других людей, стараться их понять и помочь им, воспитывают в себе смелость, справедливость, отзывчивость. Многие российские литературные и государственные деятели 18-19 веков в своих мемуарах отводили почетное место няне-рассказчице, которая перед сном увлекала их в дальние страны и долгие путешествия, будила в них стремление узнавать всё новое и неизведанное. Не зря Арина Родионовна давно стала именем нарицательным.

Важная роль игры

Что может быть для ребёнка увлекательнее игры? А как сделать так, чтобы игра приносила не только удовольствие, но и пользу? Сейчас я говорю не о тренировке умственных и волевых способностей наших детей, а о его эмоциональной подготовке к взрослой жизни. Кто если не мы, научит маленьких проигрывать, стойко переносить неудачи и снова кидаться в бой? Не расстраивайтесь, если после игры в шашки, где ваш сын проиграл в сухую, он плачет, устраивает сцены и наотрез отказывается играть ещё раз. В этот момент он переживает модель реальных жизненных ситуаций, где будет соперничество, борьба, и промахи. Не стоит поддаваться ему, стараясь уберечь от разочарования и слёз, единичные проигрыши не станут причиной неуверенности в собственных способностях, ведь ребёнок рассматривает игру только как игру.

Вечером на досуге мы любим всей семьёй поиграть в детское домино – это наш семейный ритуал на ночь. Мой сын проигрывать не любит и всегда очень бурно реагирует, когда выигрывает кто-то другой. Тогда мы предложили ему каждый раз перед игрой вспоминать правила, чтобы потом не было искушения сказать, что он забыл. И это помогло, теперь мы не просто играем, а соревнуемся, кто чаще выиграет.

Таким образом, мы как родители готовим своего ребёнка к тому, что его не всегда ждёт успех и что проигрыш, это не катастрофа, а шанс попробовать ещё раз, научиться и стать лучше.

Марина Романова

=Материал опубликован 03.12.2011