Отношение граждан города Сургута к выпускникам интернатных учреждений

Сургут • Разделы    → Брак и семья

Семья – первый социальный мир ребёнка. В семье закладываются основы мировоззрения, нравственности, характера, эстетических вкусов и манер. Эти духовные качества личности не развиваются самопроизвольно, а формируются в условиях родительской любви. Семья с одной стороны подготавливает к семейным ролям, а с другой оказывает влияние на формирование социально зрелой личности. Недостаточная родительская поддержка или её отсутствие порождают слабую социальную адаптацию, неустойчивое и антиобщественное поведение.

Социальное сиротство – явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в ноябре 2010 года в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации отметил: «К сожалению, в нашей стране ещё 130 тысяч ребят остаются вне семейной заботы. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного – семейного тепла».

Дети - выпускники интернатных учреждений являются одной из уязвимых категорий общества, они не знают или не умеют планировать свою жизнь в «большом городе». Поддержка и оказание им необходимой помощи в решении проблем - одна из главных задач нашего общества. С целью изучения проблемы насколько общество готово принимать выпускников детских домов и помогать, по запросу отделения социального сопровождения выпускников интернатных учреждений БУСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» было проведено социологическое исследование на тему «Отношение граждан к выпускникам интернатных учреждений». Для опроса была разработана анкета, содержащая вопросы, касающиеся проблем выпускников интернатных учреждений.

Среди основных причин возникновения этого явления респонденты назвали изменение в политической, экономической, социальной и духовной сферах нашего общества: распространение пьянства, наркомании (65%); падение нравственности в семье, в обществе (47%); кризис семьи (рост разводов, неполные семьи) - 38%; сложность экономической ситуации в стране, рост бедности (32%). Чаще всего респонденты информацию о выпускниках интернатных учреждений получают из средств массовой информации, что сказывается на формировании представления у населения и формирует представление о выпускниках интернатных учреждений. Что касается личного общения с выпускниками интернатных учреждений, то большинство опрошенных ответили: «Они с ними встречались, но тесно общаться не приходилось».

При этом участники опроса не считают, что общение с выпускниками интернатных учреждений скажется на людях, выросших в родных семьях, отрицательно. А наоборот, респонденты полагают, что такое общение поможет людям стать более сострадательными, сочувствующими и понимающими.

На вопрос об отношении жителей г. Сургута к выпускникам интернатных учреждений мнение граждан разделилось: 60% респондентов ответили, что относятся «неоднозначно», 20% - «положительно» и 13% «отрицательно».

У большинства респондентов выпускники интернатных учреждений вызывают «желание помочь» (42%), проявляют сочувствие к ним 27% респондентов, «жалость» - 15%, никаких чувств дети-сироты не вызывают у 13%, и испытывают к ним сострадание 10% отвечавших.

На вопрос, какие черты характера присущи выпускникам интернатных учреждений, чаще всего граждане отмечали такие, качества, как пассивность, низкая мотивация к труду (из-за недостатка профессиональных знаний) и «неумение устанавливать новые отношения». Из положительных качеств лидируют ответы: «взаимная поддержка среди выпускников интернатных учреждений» и «готовность принимать необходимую помощь от специалистов».

Большой процент лиц, участвующих в опросе, согласны оказать помощь выпускникам. В большинстве случаях это была бы денежная помощь (28%). Чуть меньше, а именно: 25% граждан оказали бы выпускникам помощь в получении различных льгот; 23% и 22% - оказали бы психологическую или педагогическую помощь, 17% - юридическую помощь и помощь в улучшении жилищных условий - 5%. И 5% лиц, участвующих в опросе, отказываются оказывать какую – либо помощь вообще.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод о том, что выпускнику интернатного учреждения необходима помощь после выпуска, а именно: необходим наставник, на которого можно опереться в жизни.

Результаты исследования были использованы для разработки программы «Мой выбор – моё будущее», целью которой является повышение уровня самоопределения и дальнейшей трудовой адаптации выпускников интернатных учреждений на начальном этапе их самостоятельной жизни.

Салькова В.В. - методист; Данилова С.Г. - социолог
организационно-методического отделения БУСО ХМАО - Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»

Официальный сайт Администрации города Сургута - www.admsurgut.ru

=Материал опубликован 20.10.2011