Как подружиться с ребенком с помощью книги

Разделы    → Воспитание
Фото: Коллекция/iStock

Что значит дружить с ребенком, пока он мал и еще даже не ходит в школу? Как рождается такая дружба и чем ей поможет чтение, если сын или дочь пока читают по слогам? Ответы на эти вопросы нашла в собственном опыте психолог и писательница Елена Колина.

Ребенок научится читать, только если ему интересно

Несколько лет назад Елена Колина открыла в Санкт-Петербурге школу чтения «Ленивый отличник», куда родители приводят своих 6–9-летних детей учиться читать. Как правило, это вынужденный шаг: младшеклассники часто читают только по слогам, не понимая смысла прочитанного, не умея вычленить в тексте главное, — и из-за этого хромает не только их успеваемость, но и снижается самооценка, ухудшается психологическое состояние в целом.

«У меня есть методика, которую я случайно придумала, — говорит Елена. — Но она работает только в группе детей, которые занимаются с учителем, причем с большой интенсивностью».

Однажды Елена Колина отвела шестилетнего внука на подготовку к школе и увидела, как учительница советует шестилеткам взять карандаш в руку и обвести букву А в кружочек — так мальчиков и девочек пытались научить читать. Дети откровенно скучали и засыпали на ходу.


«Мне стало ясно, что метод никуда не годится, — и я взяла обучение внука и его друзей в свои руки».


Елена Колина считает чтение счастьем для человека. Ей важно донести до учеников «Ленивого отличника» именно эту мысль, дать возможность ощутить живой интерес к тому, что будет на следующей странице каждой книги. «Важно, чтобы ребенок знал — он читает не для того, чтобы в сто пятидесятый раз по слогам повторить: „Мама мыла раму“, а чтобы узнать, что произойдет с Железным Дровосеком, Самоделкиным, Незнайкой дальше».

Чтение может стать хорошим поводом наладить отношения между родителями и детьми, подружиться с ребенком, пока он еще не настолько вырос, чтобы делать вид, что не нуждается в подобной дружбе.

Чтение — повод поговорить о главном

С ребенком, который еще не перешел в ранг достаточно взрослого человека, то есть с человеком 6–8 лет, у родителей мало общих тем для разговоров. Как правило, все темы касаются повседневной жизни, заботы, быта. Надел ли ребенок шапку? Не голодный ли он? Все ли хорошо у него в школе или на подготовительных занятиях к ней? Не холодно ли ему, не болит ли голова? Примерно такие вопросы взрослые задают своим детям, но отвечать на них детям бывает скучно.


«Конечно, жизнь иногда дает поводы поговорить с детьми о том, что такое честь, достоинство, любовь, дружба. Но таких поводов не так много. И кроме того, часто взрослые сами не знают, как начать разговор о главном».

Что значит — разговор о главном? «Это разговор о чувствах, о мыслях, о внутреннем, сокровенном. В нашей стремительной жизни времени и сил на это может не быть. Самым доступным способом поговорить о главном оказывается любая хорошая книга, в которой поднимаются этические проблемы».

Почитать вместе с ребенком, а потом поговорить о прочитанном — это и есть начало или продолжение дружеских отношений между родителями и детьми. «Читая ребенку или слушая его чтение, взрослые получают возможность узнать его, заглянуть за ту дверь, которая пока еще открыта. Подростки так легко вас в свой мир уже не пустят. А 6–8 лет — самое время для дружбы».

Важно не забывать, что дружба — явление двунаправленное. «Если мы хотим, чтобы ребенок был с нами откровенен, то мы тоже должны быть открытыми для него. Это возможно, если у вас будет опыт совместного глубокого переживания, которое дает чтение».

Обсуждать прочитанное, не переходя на личности

В качестве примера психолог приводит свою книгу для дружбы детей и их родителей «Когда мама была маленькой», которую она написала для внука. «Она немного напоминает рассказы Александра Рескина „Когда папа был маленьким“, которая тоже отлично подойдет для первых опытов совместного чтения».

В книге Елена Колиной Маленькая Мама — девочка Маша, которая попадает в знакомые каждому ребенку ситуации. Маленькая Мама сталкивается с несправедливостью, совершает ошибки, не слушается родителей и бабушку, удивляется миру. После каждой истории читателя ждут вопросы — они помогают и ребенку, и взрослому настроиться на серьезный разговор.

Например, есть в книге история о том, как Маленькую Маму обидел мальчик. Первоклассница Маша пришла в школу впервые; ее смущает неизвестное пространство, она пока мало знает о важном деле, которое ей предстоит, — об учебе. В этот момент она сталкивается со старшеклассником; тот дергает ее за волосы, срывает бант и угрожает: «Я тебя убью, если пикнешь». Напуганная Маленькая Мама некоторое время живет, замирая от ужаса. После этой истории в книге есть вопрос к маленькому читателю: «Как ты думаешь, что Маленькая Мама будет делать дальше? Она расскажет маме или пожалуется бабушке? Может, она пойдет к учителю? Она будет молчать, терпеть и страдать?»

С помощью подобных наводящих вопросов можно выяснить, что у ребенка на душе, что он думает — и что происходит с ним самим. Такие вопросы можно придумать почти к каждому сюжету из хорошей детской книжки. Как-то раз после того, как Елена Колина прочитала историю о Маленькой Маме и хулигане на занятиях в «Ленивом отличнике», выяснилось, что одного из детей травят в школе.


«Мы уверены, что наши дети 6–8-летние с нами откровенны, но это иллюзия. Как правило, они многого нам не рассказывают. Или рассказывают то, что мы хотим услышать».


Мальчик, который подвергался травле, не говорил об этом родителям, потому что они хотели видеть сына сильным и смелым. Когда ребенка спросили, как поведет себя Маленькая Мама, он дал ответ: «Она будет молчать, терпеть и страдать».

Психолог подчеркивает: после совместного чтения важно спрашивать ребенка не о том, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а задавать вопрос о поведении, чувствах персонажа. «Обсуждая прочитанное, мы не переходим на личности, не нарушаем личное пространство ребенка, не спрашиваем: „А ты что бы стал делать? Тебя не обижают в школе?“»

Мнимые опасности

Книги не по возрасту

Ребенку можно читать книги, которые чуть опережают его по возрасту. «Не так уж важно, какой процент сложных слов и выражений, сложных идей дети поймут и воспримут. Если им хорошо с книгой, это может только радовать», — уверена писательница.

Чтение с опережением и есть самое настоящее развитие. Но только в том случае, если при совместном чтении и обсуждении каждому вовлеченному в процесс участнику интересно. «Скука взрослого не поможет развить интерес у ребенка».

Книга как страсть

А может ли книга увести ребенка в вымышленный мир, заставить искаженно смотреть на реальность? «Ребенок может уйти в мир наркотиков, алкоголя, компьютерных игр, стать частью дворовой компании с криминальными интересами — вот это по-настоящему страшно. Если же юный читатель погрузится в мир книги, увлечется мушкетерами или гардемаринами, волшебными существами, — что же в этом плохого? Это похоже на капельку нежного дождя, когда вокруг страшная буря», — отвечает Елена Колина.

Книга как искажение реальности

Иногда родители задают психологу и такой вопрос: «Что же делать: мой ребенок ранимый, добрый, как призывают в хороших книгах, но в реальной жизни ему это может навредить!» Странно было бы хороших детей превращать в плохих, запрещая им читать, исходя из таких соображений, считает Елена: «Сейчас порой только в книге человек может найти поддержку — и встретиться с добротой, правдой, искренностью, которых ему так не хватает в реальном мире».

Наталья Волкова

Растим детей

=Материал опубликован 06.02.2020