Главный детский невролог Москвы: «Вундеркинды редко вырастают счастливыми»

Разделы    → Здоровье
Shutterstock.com

Наш эксперт – главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации Минздрава России, главный специалист по детской неврологии Департамента здравоохранения г. Москвы, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, президент национальной ассоциации экспертов по ДЦП Татьяна Батышева.

Всему своё время

Александра Чижова, «АиФ Здоровье»: Татьяна Тимофеевна, как вы относитесь к раннему развитию детей? Современные родители начинают учить малышей читать и писать чуть ли не с пелёнок.

Татьяна Батышева: Попытки научить ребёнка писать, читать, да ещё и говорить на нескольких языках задолго до школы не всегда приносят пользу малышу. Они часто удовлетворяют желание родителей похвастаться не по годам умным ребёнком перед знакомыми и родственниками.

Но, к сожалению, за раннее развитие иногда приходится расплачиваться довольно серьёзными последствиями. Например, это грозит проблемами со зрением, ведь глаз полностью формируется в среднем к 5–6 годам, а обучение ребёнка чтению в более раннем возрасте приводит к напряжению зрительного анализатора. Кроме того, маленький ребёнок, даже если умеет читать по слогам, практически не может осмыслить текст, и ему быстро становится скучно. А если заставлять читать из-под палки, есть риск навсегда отбить охоту к этому занятию.

Да и вообще, для правильного развития малыша гораздо важнее вовсе не умение читать и писать, а игры, которые формируют психику и характер ребёнка, развивают его эмоции, учат сочувствовать и сопереживать.

И наконец, чрезмерные нагрузки в раннем детстве вызывают у малышей напряжение, которое со временем может вылиться в неврозы, тики, страхи, энурез или заикание.

– Сейчас очень популярны ментальная арифметика и скоростное чтение. Действительно ли такие занятия полезны для развития мозга ребёнка?

– Даже если ребёнок научится быстро делить и умножать в уме большие числа, это не говорит о его ускоренном развитии.

Примерно так же обстоят дела и со скоростным чтением – умение быстро читать не наполнит ребёнка энциклопедическими знаниями. Ведь возможности нашего мозга небезграничны, и большая часть моментально прочитанной информации просто не усвоится. Навыки скоростного чтения могут пригодиться лишь при работе с текстами, не требующими глубокого осмысления, например, для быстрого знакомства с газетными или журнальными статьями. Поэтому, принимая решение, стоит ли отдавать ребёнка на курсы ментальной арифметики или скоростного чтения, стоит в первую очередь руководствоваться его желанием. Насильно обучать ребёнка данным методикам, да ещё и в раннем возрасте, нет смысла.

Музыка вместо планшета

– Чем же тогда занять дошколёнка, чтобы ребёнок развивался гармонично?

– Попробуйте отдать малыша в художественную или музыкальную школу. Занятия музыкой и рисованием в детском возрасте считаются наиболее продуктивными для стимуляции различных зон мозга, особенно правого полушария. Как известно, левое полушарие нашего мозга отвечает за логическое мышление, а правое – за творческое (именно правое полушарие помогает нам воспринимать музыку, наслаждаться живописью и архитектурой). Но эта зона мозга несёт ещё одну важную функцию. Именно правое полушарие отвечает за переработку накопленной информации, что позволяет решать головоломки, принимать нестандартные решения.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах и рисование способствуют развитию мелкой моторики у ребёнка, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи, внимания и умения концентрироваться.

И конечно же, занятия музыкой и живописью помогают бороться со стрессами, возбуждением, агрессией, а значит, способствуют профилактике неврозов и депрессий у малышей.

– А как влияет на развитие мозга компьютер? У многих детей планшет любимая игрушка.

– По данным международных исследований, дети в возрасте от 3 до 5 лет пользуются гаджетами до 4 часов в день. Почему так много? Потому что это удобно родителям. Ребёнок тихо сидит, глядя в экран, не отвлекает старших ненужными вопросами. Если забрать планшет, малыш тут же начнёт бегать, прыгать, разбрасывать игрушки, что-нибудь прольёт, разобьёт, начнёт шумно ссориться и мириться с другими детьми, если они окажутся поблизости. Но ведь именно это и нужно ребёнку для полноценного и гармоничного развития!

У детей, чья единственная игрушка – компьютер или смартфон, не происходит сенсорной стимуляции различных зон мозга, не формируются нейронные связи, что приводит к задержке речевого развития, нарушению творческого мышления и когнитивных функций, отсутствию устойчивого внимания.

Но дело не только в развитии мозга. Чрезмерное увлечение компьютером негативно отражается и на эмоциональном состоянии ребёнка. В последние годы неврологи всё чаще сталкиваются с детьми, у которых выражена агрессия. Родители жалуются на детские крики, истерики и даже попытки ударить взрослого. Причём появляется такое поведение задолго до подросткового возраста. И практически все родители таких детей рассказывают, что их ребёнок просыпается и засыпает с гаджетом, а при попытке забрать планшет или смартфон, чтобы ребёнок сделал домашнее задание, поел или погулял, возникает бурная реакция. Такая зависимость часто недооценивается родителями, не воспринимается ими как проблема. И совершенно напрасно. Справиться с такими эмоциональными нарушениями бывает сложно, поэтому лучше до них не доводить.

Александра Чижова

«Аргументы и Факты»

=Материал опубликован 22.10.2019