Каким должен быть школьник нового поколения? Мнения экспертов Югры и зарубежья

Фото: архив СургутИнформТВ

Ну что, родители, готовы взяться за старое? За прописи и буквари. Это раньше о том, что ребенку нужна помощь, вспоминали ближе к поступлению в ВУЗ, теперь родители и репетиторы включаются в процесс, как только чадо переступает порог школы, к этому сегодня и идет система образования. На последней педагогической конференции региональные, и федеральные эксперты высоко оценили инновационную методику сургутского педагога «Школа без границ», согласно которой родители, по сути, учатся вместе с детьми. Правда возникает невольный вопрос: чем я, продукт из 90-х, благо успела со счет, на калькулятор перейти, могут помочь современному ученику? Или образовательные стандарты по сути не изменились с той поры? Тогда к чему все эти разговоры о цифровых образовательных платформах, развитии новых компетенций и воспитании поколения «Z»?

«Внедрение модели индивидуальных образовательных траекторий с учетом потребностей каждого ученика, выпускники должны обладать современным набором компетенций. Этот запрос сформировали работодатели, рынок», — рассказала губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова.

И ведь, что любопытно, последние лет десять, как мне кажется, учителя решают практически одну и ту же задачу, по крайней мере, если судить по традиционным августовским педконференциям. Например, в 2016 году она прошла под девизом «Проектирование нового качества результатов». Примерно на это делали упор и в 2011 году.

«Мы начинаем путь по подготовке выпускника несколько иного качества, это прежде всего отражено и через новое содержание образовательных областей, то есть новых учебных предметов, и совершенно очевидно, что внедрение новых стандартов требует абсолютно иной работы педагога», — отметила директор департамента образования администрации г. Сургута Татьяна Османкина.

Так каким же должен быть ученик нового поколения? «Трансформация», «индивидуализация», а еще «компетенции» и «персонификация». Сегодня эти и другие термины часто употребляются, когда речь идет об образовании в России. А что конкретно имеют ввиду чиновники из этой сферы, когда произносят столь умные слова?

«Теперь стоит задача решить следующую проблему или, если хотите, самый глобальный из вызовов — это индивидуализация образовательных траекторий. Потому, что просто изменение инфраструктуры без изменения содержания — это бессмысленно. Это не приведет ни к какой трансформации», — пояснил директор департамента образования ХМАО-Югры Алексей Дренин.

Другими словами, необходим индивидуальный подход к ребенку. Так об этом еще в советское время говорил всем известный педагог Антон Макаренко: «Индивидуальный подход к детям не означает возню с уединенной капризничающей личностью. Индивидуальный подход к ребенку в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива, гражданином Советского государства». С тех пор сменилась эпоха, а принцип по-прежнему актуален, причем во всем мире.

«На практике это означает, что мы смотрим на индивидуальные запросы и нужды ребенка, и понимаем, как им можно соответствовать», — объяснил начальник Управления развития услуг Департамента образования города Хельсинки (Финляндия) Марьо Киллонен.

Вот только, когда в классе 25 индивидуумов, учителю просто физически сложно раскрыть потенциал в каждом. К счастью, в последние годы чиновники начали это понимать, именно поэтому развивается дополнительное образование. В Югре появляются технопарки, центры цифрового образования, кванториумы, и многое другое. Где если не здесь ребенок может проявить свой талант.

«У нас в регионе уже разработана региональная цифровая образовательная платформа. Это инструмент, на построение индивидуальных учебных маршрутов для каждого. Второй — выпускники должны обладать современным набором компетенций. Этот запрос сформировали работодатели, рынок», — заметила Наталья Комарова.

Кем ты станешь, когда вырастешь? Этот вопрос сегодня задают школьникам не из праздного любопытства. Профориентация еще в подростковом возрасте помогает научится тому, что действительно пригодится в жизни. Законы Ома можно изучать для общего развития, но зачем требовать углубленного знания физики с тех, кто хочет стать художниками или учителями физкультуры?

«Одна из фундаментальных проблем, которые стоят перед школой, это осознание своей цели. Школа, которая работает потому, что ей сказали работать и потому, что дети должны проводить время за учебниками и делать то, что предписано в инструкциях — это не школа, это тюрьма. Школа — это место, где у каждого человека есть своя цель. У ребенка есть цель, и он должен эту цель осознавать, у учителей есть цель, у школы есть цель, у директора есть цель», — пояснил директор школы «Айб», г. Ереван Арам Пахчанян.

Когда главная цель школы — подготовить к ЕГЭ — о конкурентоспособных учениках говорить не стоит. Работодатели уже давно недовольны российской системой образования. Школьники выбирают ВУЗ по принципу — лишь бы получить диплом. А окончив его, приходят на работу совершенно сырыми.

«Тот же самый Инстаграм. Мы понимаем, что специалист, которого мы берем по маркетингу, он должен в этом разбираться, а изменения произошли там за последние три недели, месяц, два. Соответственно, рынок настолько быстро развивается и настолько сильно требует изменения от образовательной программы, что образовательная система просто не всегда физически за этим успевает», — отметил предприниматель Александр Толкачев.

Результаты исследования портала «ХедХантер» показали — сегодня каждый пятый житель Югры и Ямала не любит свою работу, причины могут быть разные. Но одна из главных — человек не просто занимается не своим делом, он его не знает. Вот и получается неконкурентоспособный ученик вырастает в некомпетентного сотрудника — врача, журналиста, учителя, водителя, да кого угодно. И вполне возможно, при этом где-то на антресоли хранится аттестат с пятерками и красный диплом.

Данил Прилуцкий

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

=Материал опубликован 08.09.2019