Наказание игнором

Разделы    → ПсихологияВоспитание
фото www.yandex.ru

Сегодня хочу поговорить о наказании детей. Вернее, об одной его разновидности - наказании молчанием, или попросту - игнорировании. Многие родители считают игнор воспитательной мерой. Чем-то средним между верхней границей наказания и нижней границей любви. Мол, бить ведь нельзя, и я, как человек взрослый, ответственный и даже прочитавший некоторое количество литературы на эту тему, таким образом воспитываю своё чадо. Пусть знает, что ма-па недоволен его поведением и пойдёт подумает над оным. Но не тут-то было, дорогие товарищи родители! В наказании молчанием скрывается много “подводных” камней, то есть таких нюансов, которые аукнутся вашему ребёнку далеко в будущем, но зато очень чётко и конкретно.

Как пишется в одном из словарей - игнорирование — это умышленное оставление без внимания, пренебрежение кем-либо, чем - либо. По мнению психологов игнорирование - сильнейшее эмоциональное насилие над ребёнком. Одной из реакций на игнор у ребёнка могут быть - провалы в памяти, амнезия для того, чтобы заблокировать эти неприятные воспоминания. Они попросту стираются из памяти. Длительные периоды молчания и игнорирования — это сильный стресс для ребёнка. И организм запускает защитные механизмы для дальнейшего выживания.

Ещё одна частая реакция детей на игнор - любовь ко сну. Спячка - механизм выживания в ответ на отвержение. В частности, на отвержение матери. Известно, что между матерью и ребёнком очень сильные эмоциональные связи, эмоциональная привязанность. А примерно до 7 лет, у них одно на двоих эмоциональное поле. Когда мамы нет рядом, ребёнок начинает плакать. Это генетически заложенный защитный механизм, который помогает ребёнку всё время быть с мамой и не умереть. Плач малыша - означает тревогу за расставание, ответ на то, что мама сейчас не здесь. Ребёнок плачет для того, чтобы мама услышала его и спасла. Но если мама продолжает его не слышать, то ребёнок замирает и “впадает в спячку”. Это тоже защитный механизм, который позволяет выживать. В психологии его приводят как пример эволюционного механизма, доставшегося нам от предков. Например, если ты слишком долго плачешь, а кругом дикие звери, то тебя могут услышать и съесть. Поэтому для выживания лучше слиться со средой, замолчать и сэкономить энергию для дальнейшей жизни.

Эмоциональное игнорирование означает для ребёнка страх смерти. Мама, пусть и эмоционально, не физически, но бросила ребёнка. Последствия для его психики будут такие же, как если бы она отдала его в детский дом, оставила на улице, на вокзале и т.д. Эмоциональное игнорирование означает, что родитель ребёнка отвергает, бросает, и ребёнок считывает это как страх смерти. Для ребёнка всегда - если мамы нет, я умираю. Я делаю всё возможное, чтобы выжить. Сначала я плачу, потом замираю. А это уже депрессия.

Многие люди, которые во взрослом возрасте часто испытывают депрессию, пережили в детстве насилие игнором. Депрессия - это всегда реакция на потерю. Для ребёнка потеря матери - потеря жизни. Поэтому нужно понять и принять для себя эту идею - игнор очень тяжёлая травля для ребёнка.

Ребёнок чувствует страх смерти, когда с ним не разговаривают. Подобное насилие может привести к пограничному расстройству личности. Ребёнок никогда не знает наверняка: мама здесь или не здесь, могу я на неё рассчитывать или нет. Сохраняется постоянный страх отвержения. Пограничное расстройство - я никому не нужна, меня никто не любит. Это желание вцепиться в человека и никуда не отпускать, потому что в любой момент он может исчезнуть также, как когда-то “исчезала” мама.
Дорогие родители! В 8 случаях из 10 ребёнок понятия не имеет за что его бойкотируют. Такое воспитание не приводит ни к чему хорошему, потому что малыш не знает, как надо себя вести. Ему никто не объясняет, что вот это можно, а вот это нельзя. Скорее всего после фразы “иди и подумай над своим поведением”, ребёнок ничего не понимает и чувствует себя наиглупейшим существом. Но это полбеды. Он чувствует себя при этом никудышным и ничтожным, который не нужен даже(!) собственным маме или папе. Поскольку люди - существа социальные, бойкот для нас очень страшен! Бойкот - это социальная смерть.

Хочу привести себе один пример. В одной знакомой мне семье, наши дети дружат на площадке, папа военный очень любит наказывать свою шестилетнюю дочь бойкотами. Причём за всё подряд. И может не разговаривать с ней неделями (!!!!). Один из нюансов такого горе -” воспитания” - девочка, которая в 90% из 100 подсознательно находит себе мужа похожего на папу, разумеется, не внешне, а по поведению. И подсознательно в отношениях с таким тираном она будет чувствовать себя комфортно, ведь папа задал модель поведения.

Любите своих детей! И помните, что они прежде всего будут похожи на вас. Лучшее воспитание — это личный пример. Задайте себе вопрос:” Для кого я воспитываю своего Р? Для себя? Для соседей\коллег\родственников\друзей?”. Что важнее? Эмоциональное состояние ребёнка или ваш имидж? Не унижайте детей игнором, не занижайте их самооценку. В большинстве случаев, когда мы отвергаем что-то в ребёнке, мы отвергаем это в самих себе. И поэтому нужно учиться для начала принимать самих себя. Вспомнилась она старая истина - нет ничего страшнее для психики ребёнка, чем неокрепшая психика взрослого.

Марина Вященко

=Материал опубликован 17.05.2019