Учим детей бережному отношению к вещам

Разделы    → ПсихологияВоспитание
фото с сайта www.ya-roditel.ru

Ссоры из-за беспорядка в детской комнате, сломанные игрушки и порванная детская одежда – все это реалии практически каждой семьи. К сожалению, этого не избежать, но можно минимизировать — научить малыша бережно относиться к своим вещам.

Ребенок учится в первую очередь на примере родителей и значимых взрослых, поэтому нужно проанализировать, насколько мы аккуратны и бережливы в отношении своих вещей. Если у папы бардак в машине, а мама раскидывает свою обувь и косметику, то никакие уговоры и авторские методики не научат ребенка аккуратности и порядку. Согласитесь, что требовать от малыша того, что вы не выполняете сами, как минимум, странно. Важно не только соблюдать чистоту и порядок, но и говорить об этом, чтобы ребенок запоминал, как правильно обращаться с вещами.

Материальные вопросы

Многие родители избегают обсуждений материальных вопросов при ребенке — не нужно скрывать ваше материальное положение и возможности. Перед походом в магазин всегда проговаривайте, что вы можете сегодня позволить — например, шоколадку или раскраску, а малыш пусть сам выбирает, что ему сейчас нужнее. Так он будет осознавать, что покупать нужно только то, что нужно, а не на что взгляд упадет. И покупка, совершенная осознанно, всегда ценится гораздо больше.

Починить или выбросить?

Современные родители всё чаще заменяют сломанные игрушки новыми, не пытаясь починить их, а ведь такой ремонт помогает воспитывать в детях бережное к ним отношение. Мы уже привыкли к тому, что проще купить новую вещь, чем ремонтировать сломавшуюся. Но почему? Ведь часто достаточно починить лишь одну деталь, и любимая вещь будет радовать владельца и дальше.

Если малыш будет расти с осознанием того, что любой предмет можно сломать, а взамен получить новый, то, конечно, ни о каком бережном отношении говорить не придется. Дети обожают ломать и разбирать игрушки — так они удовлетворяют свою потребность в познании. Важно обязательно обсудить, что «ты можешь, конечно, сейчас сломать свою машинку, чтобы узнать, что находится внутри, но тогда ты не сможешь в нее играть, как раньше». А дальше пусть он сам делает выбор – ломать или нет. Не нужно покупать ему новую взамен той, которую он сломал осознанно.

Говоря о поломке игрушек, важно обсудить еще один нюанс. Если вы говорите ребенку, что данная вещь принадлежит ему – будь то игрушка, книга или гаджет, будьте готовы к тому, что он распорядится ей так, как посчитает нужным. И не факт, что ваше представление об использовании этой вещи по назначению совпадет с мнением ребенка. Свою вещь ребенок вправе ломать, видоизменять, разбирать и делать с ней все, что ему заблагорассудится, ведь это его ответственность. Если же вы не хотите такой судьбы для этой вещи, заранее обсудите с малышом, что вы даете ее ему во временное пользование, и вернуть он ее должен в целости. Такой вариант подойдет для действительно ценных вещей.

Это правило касается и вещей, которые дети носят. Очень часто они не берегут свои вещи и лезут в грязь, кладут гвозди в карманы, забывают в одежде конфеты и печенье, забывают и теряют перчатки, играют в новых туфлях в футбол… не заботясь об их сохранности и чистоте. И родители покупают новую одежду, портфели, перчатки и ремни. Таким поведением бережному отношению не научить. Покупая ребенку вещи, проговаривайте, что они приобретаются не на один день, и что в случае их порчи ребенок будет ходить какое-то время в зашитых брюках, в куртке с пятнами от мазута и со сбитыми носами на обуви или вы замените испорченную одежду на гораздо менее красивый и модный наряд.

Обучение в игре

Обучая бережному хранению, всегда используйте игру. Дети играют долго и с удовольствием, максимально развиваясь в этом процессе. Согласитесь, что уборка – занятие нудное и не интересное, поэтому придумайте игру: кукол нужно уложить спать, машинку – загнать в гараж. Чем больше интересных и необычных игровых моментов вы придумаете, тем с большим удовольствием малыш будет убирать собственные вещи на свои места.

Вещи, подаренные по важному поводу, всегда будут ценнее, чем другие подарки. Чем подарок желаннее, тем меньше вероятность, что малыш эту вещь уничтожит. Проговаривайте с ребенком, что вы дарите ему этот подарок, потому что он его заслужил своим поведением: например, героически выдержал поход к стоматологу. Игрушку, подаренную в честь такого события, малыш будет хранить, как зеницу ока, ведь она будет напоминать ему о своей смелости.

Вещи, приобретенные на «свои» деньги

Сейчас часто на праздники детям дарят деньги. Научите малыша копить, и велосипед, купленный на собственные накопления, ребенок будет беречь еще долгие годы. Расскажите малышу о том, как правильно копить средства, поделитесь своим опытом такого поведения, предложите посильную помощь. Например, дорогостоящие, но желанные вещи, вы можете покупать пополам с ребенком. Это правило работает только в отношении подарков и не касается жизненно необходимых вещей: кормить, одевать и обучать ребенка – это обязанность родителей.

Вещи – всего лишь вещи

Обучая малыша бережному отношению к своим вещам, важно не переборщить и помнить, что вещи – это всего лишь вещи, и дети обладают свойством их портить, пачкать и терять. Не нужно ругать детей за случайные поломки, неожиданные падения (и как следствие, порванные джинсы) и внезапные потери. Всегда обсуждайте с детьми, что материальная ценность, конечно, важна, но еще важнее – жизнь, здоровье и теплые и доверительные отношения внутри семьи. Ведь нередки случаи, когда дети, боясь родительского гнева, бросаются в речку за упавшим телефоном или прыгают на рельсы, чтобы достать свою сумку…

Помните, что любую проблему можно решить, поговорив с ребенком. Любите своих детей, цените их доверие, учите на собственном примере и не забывайте, что бережное отношение к вещам возникает из целого комплекса убеждений и действий как родителей, так и детей.

Автор: Екатерина Головина

Я - родитель

=Материал опубликован 01.04.2019