Игры разума. Как предсказать успех ребенка в учебе

Разделы    → Развитие, методики
Фото: iStock

Как успех в математике связан с шахматами? По каким признакам понять, что малыш одаренный? Могут ли компьютерные игры стать тренировкой для мозга? На эти вопросы отвечает научный сотрудник лаборатории когнитивных и междисциплинарных исследований образовательного центра "Сириус" Максим Лиханов.

Максим Владимирович, развивать талант ребенка некоторые мамы мечтают чуть ли не с яслей. Как понять, что малыш одаренный?

Максим Лиханов: Сразу огорчу таких родителей: ни в детском саду, ни даже в школе нельзя предсказать на 100 процентов, достигнет ли ваш ребенок высоких успехов. Много факторов могут на это повлиять, и просчитать их все невозможно.

Когда я учился в школе, на уроках математики наш класс делили на группы: хорошисты и отличники, которые решали задачи повышенной сложности "под звездочкой". Такое деление на самом деле не работает, потому что все ребята очень разные. И чтобы раскрыть потенциал каждого, нужны индивидуальные образовательные траектории. Именно поэтому сейчас мы ищем факторы, которые позволят предсказать предрасположенности, сильные и слабые стороны ребенка.

Какие, например?

Максим Лиханов: Мы разработали набор тестов по пространственному мышлению. Допустим, ребенку дается сложная геометрическая фигура. Задача - представить, как она будет выглядеть в разрезе. Или другой пример - дается рисунок нескольких шестеренок, одна крутится по часовой стрелке, другая - против. А куда будет крутиться третья, установленная между первыми двумя? То, как ребенок решает подобные задачки, достаточно достоверно говорит об уровне развития его пространственного мышления.

Играя в шахматы, ты не "прокачаешь интеллект"

Кем может стать ребенок, который хорошо решает такие тесты?

Максим Лиханов: Пространственное мышление напрямую связано с математическими способностями и является частью общего фактора интеллекта. Исследования показывают, что когда мы решаем математическую и пространственную задачи, у нас задействованы одни и те же зоны мозга. Поэтому перед учеником открывается огромный спектр возможных профессий, где нужен именно такой склад ума, нужна серьезная математика.

Сегодня в "Сириусе" у нас есть уникальная возможность апробировать подобные тесты и задачи с детьми, которые уже очень ярко проявили себя. Следующий шаг - хотим вместе с РАО проводить совместные масштабные исследования. И в итоге получить надежный диагностический метод, который позволит видеть высокий потенциал ребенка в будущем. Эти инструменты потом могут быть переданы во все школы.

Правда ли, что чем больше ребенок играет в шахматы, тем выше интеллект и способности к математике?

Максим Лиханов: Исследования показывают, что причинно-следственных связей между игрой в шахматы и уровнем интеллекта нет. Да, люди, которые любят играть в шахматы, показывают высокие результаты на айкью-тестах. Но связь, скорее всего, здесь другая: эта игра просто нравится людям с более высокими интеллектуальными способностями. Играя в шахматы, ты не "прокачаешь интеллект", а просто научишься хорошо играть в шахматы. И то - не факт.

А что тогда реально работает?

Максим Лиханов: Вы удивитесь, но некоторые компьютерные игры, как раз и развивают у детей пространственное мышление. Не сильно, но развивают, и это уже экспериментально доказано. Сейчас мы вместе с ребятами из инженерного класса одной из сочинских школ хотим спланировать и запустить свой эксперимент. Задача - показать, какое конкретно количество времени, проведенное за компьютерными играми, увеличивает пространственные способности. А какое не будет давать результата.

Ксения Колесникова

"Российская газета"

=Материал опубликован 26.02.2019