Тест «Обобщение понятий» (в интерпретации Л. Ю. Субботиной).

Сургут • Разделы   

Данный тест широко распространен в психологии и используется для определения способности человека замечать ассоциативные связи и строить обобщения. Предлагаемый ниже вариант теста рассчитан на подростков с 11 лет и старше (тот же тест можно предложить и младшим школьникам, но вместо словесного варианта использовать картинки). Предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строке напять слов, четыре из которых можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить».

Материал для работы:

  • Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  • Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  • Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  • Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  • Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.
  • Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  • Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  • Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  • Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  • Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  • Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  • Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  • Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  • Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  • Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  • Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
  • Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
  • Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  • Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  • Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов.

  • Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие: для выделения лишнего слова; для объединения в одну группу слов — 5 баллов.
  • Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения лишнего слова, для обозначения слов, объединенных в одну группу — 4 балла.
  • Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов — 2,5 балла.
  • Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью взрослого для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов — 1 балл.
  • Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов — 0 баллов.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения. Если ребенок объединяет слова не по родовым, а по ситуационным критериям (т.е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ к тесту: 1. Пол. 2. Сало. 3. Шнурки. 4. Гвоздь. 5. Горячий. 6. Дерево. 7. Человек. 8. Иванов. 9. Килограмм. 10. Книга. 11. Светлый. 12. Мечта, 13. Постепенно. 14. Волнение. 15. Понимать. 16. Спокойствие. 17. Злой. 18. Плавание. 19. Землетрясение. 20. Чернила.

=Материал опубликован 08.06.2008