Сдачи не надо. Что делать с детской агрессией

Сургут • Разделы    → ПсихологияВоспитание
Автор фото: Александр Онопа

Дети кусаются, дерутся, обзываются. Нет, они не дикие, не хулиганы, и даже не «кошмар для всего двора/детского сада/школы». Раздражение, злость, агрессия – те чувства, которым подвержены все люди. Но кто-то умеет справляться с ними, регулировать свое состояние, а кто-то - нет. Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о необходимости обратить внимание на его внутренний мир, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, и справиться с ними сам ребенок не в силах.

Когда малыш кричит, кусается, замахивается маленькой ручкой на окружающих, часто родители говорят: «Ничего, он еще только учится общаться». Когда ребенок становится постарше: «Должен же он за себя постоять! Пусть дает сдачи!». А потом наступает момент, когда родители разводят руками: «Не знаю, что с ним делать, почему он такой злой».

Проявление агрессии может быть одномоментным, как реакция на раздражающий фактор, а может быть и постоянным, даже в ситуациях, не предполагающих такого поведения.

Каких детей можно назвать агрессивными? Это дети, которые часто спорят, ругаются со взрослыми и детьми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы, часто сердятся и прибегают к дракам, угрожают другим людям (словесно, взглядом, жестом), используют в драке предметы, которые могут ранить, физически жестоки по отношению к людям и животным (намерено делают больно), а также дети, которые намеренно портят или ломают вещи.

Причин агрессивного поведения ребенка может быть много. Это и нарушения развития личности, наследственная предрасположенность, травмы головного мозга, наличие гиперактивности или тревожности и, конечно, особенности воспитания ребенка.

Все-таки первый источник возникновения агрессивности у детей – это семья, которая может демонстрировать несдержанное поведение и обеспечивать его закрепление. В таких семьях члены семьи ведут себя агрессивно по отношению друг к другу и окружающим, одобряют агрессивное поведение ребенка. При этом отец демонстрирует агрессивное поведение, а мать не требовательна к ребенку. Родители дерущихся и ругающихся со всеми детей не пытаются разобраться в причинах такого поведения. Основные воспитательные средства в семье агрессивного ребенка – физические наказания, угрозы, отсутствие поощрений, лишение любви и заботы.

Второй – это взаимодействие со сверстниками. Не зная другого способа, дети самоутверждаются в компании сверстников при помощи силы («Я самый сильный – и мне можно все»). Дети не всегда могут решить возникшие трудности в общении, и тогда у них возникает неадекватная реакция на проблему – агрессия.

Третий – это символические примеры. Сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров или в интернете, способствуют повышению агрессивности зрителя, в первую очередь детей. Ученые установили, что за каждый час просмотра ТВ на экране мелькает девять актов насилия. К 14 годам среднестатистический ребенок становится свидетелем 11 тысяч убийств. Компьютерные игры, сюжет которых предполагает жестокое поведение, убийство, также негативно влияют на психику ребенка, формируют бесчувственное отношение к другим.

Для того чтобы снизить риск проявления агрессивного поведения, а общение ребенка со сверстниками и взрослыми сделать конструктивным и эффективным, необходимо, во-первых, учить детей контролировать свои эмоции и контролировать негатив без вреда для окружающих. Например, выплескивать агрессию на предметы-заменители (порвать бумагу, покидаться подушками, побить боксерскую грушу), активные действия (подвижные игры, занятия спортом, плавание) или проявление символической агрессии (выразить свои чувства через рисунок, аппликацию, поделку). Также важно развивать у ребенка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание спокойной музыки, медленные танцы, дыхательные упражнения, методы аутотренинга). Всем известные «счет до 10», «дышите глубоко и ровно», «я спокоен, я совершенно спокоен!» - будут не лишними. Учите своего ребенка проговаривать свои эмоции и налаживать общение со сверстниками. В семье детей должны обучать неконфликтным способам общения, речевому этикету. Помочь этому могут обсуждение жизненных ситуаций, сюжетов из фильмов. Рассуждения о причинах и следствиях поступков людей, продумывание наиболее результативных способов общения, конкретные советы научат ребенка правильно реагировать в самых разных ситуациях.

В целом же семья должна создавать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.

Наталья Карловская
психолог МКУ «Центр диагностики и консультирования»

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 16.03.2018