Осторожно, дети! Как сделать пути к сургутским школам безопасными для школьников?

Сургут • Разделы    — ШкольникиДорожные происшествия
Фото: архив СургутИнформ-ТВ

Особое внимание. Тема номер один на этой неделе в Сургуте — безопасность детей. И в первую очередь — в школах, где этот вопрос априори стоит на первом месте. Уж, казалось бы, где-где, а на территории образовательного учреждения и вблизи него ребенок должен чувствовать себя спокойно и уверенно. Но на деле выходит не так. Более того, едва ли не главной зоной риска, во всяком случае в Сургуте, для детей становится территория окрестных со школой дворов.

Во вторник, в полвосьмого утра мусоровоз, то есть огромный КАМАЗ, насмерть сбил 8-летнего Станислава Демиденко. Произошло это буквально в нескольких метрах от 18-й школы, куда ребенок шел на занятия. Можно только предположить, что скорее всего водитель крупногабаритной техники просто не заметил мальчика и проехал по нему. Так или иначе, в обстоятельствах разберется следствие. Возбуждено уголовное дело.

«Руководитель следственного отдела по городу Сургуту обратился к прокурору с вопросом о передаче материалов проверки из органов внутренних дел в производство следователей СКР. В настоящее время по факту произошедшего в отношении водителя транспортного средства, допустившего наезд на ребенка, следственным отделом по городу Сургут возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации — это нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека», — прокомментировали в следственном отделе.

Это, конечно, страшная и жуткая трагедия. Она буквально как гром среди ясного неба, который заставил всех креститься, как в той поговорке. Вдруг чиновники заметили, что около наших школ и детских садов все смешалось — КАМАЗы, снегоуборочная техника, легковые машины, и где-то идущие среди этого автомобильного хаоса дети. И вот только сейчас в администрации задумались, что разгрузить территории около школ вполне себе реально.

«Самый, наверное, очевидный вопрос — это взять просто технику, и с 7 до 9 утра, просто как вариант, убрать с наших придомовых территорий, потому что в это время наибольший трафик горожан, родители едут на работу, дети идут в школы и детские сады. Вот сейчас этот вариант прорабатывается, будет большое собрание с управляющими компаниями, мы с ними будем советоваться, и скорее всего, такое решение я считаю целесообразным», — рассказал журналистам заместитель главы Сургута Алексей Жердев.

Впрочем, обращать внимание на проблемы, связанные с безопасностью, уже после того, когда что-то случится, в последнее время приходится часто. Сначала был 2016 год и ДТП под Ханты-Мансийском, в котором погибли 10 юных спортсменов. Тогда все опомнились — почему это один автобус с детьми не должен сопровождаться ДПС? И вот, спустя год после аварии, председатель СКР Александр Бастрыкин направил в адрес МВД представление о том, чтобы вернуть прежнюю систему, то есть, обязать машины ГИБДД всегда ездить с транспортом, осуществляющим перевозку детей.

В начале этого года по стране прокатилась серия нападений школьников на своих же одноклассников и учителей. Это стало поводом для того, чтобы задуматься над тем, а как вообще охраняются образовательные учреждения, если в них можно пронести оружие и бутылки с зажигательной смесью?

И вот трагедия в Сургуте, после которой все заговорили о том, что мало организовать безопасность в самих школах, когда самое опасное место — это дорога к ним. Так все-таки что можно сделать, чтобы наши дети могли учиться без риска для жизни? Эти слова последнее, о чем может думать бабушка погибшего 8-летнего Стаса. Слова, которые мальчик всегда говорил ей перед тем как расстаться около школы. В тот злополучный день она тоже вела его на занятия. Проводила до двора рядом с учебным заведением, не зная, что видит внука в последний раз.

«Вот он по тротуару идет, по двору никогда не пойдет, мы даже в магазин когда идем он, говорит: баба, смотри!Ты в обе стороны посмотрела?», — вспоминает Любовь Сальник. Несмотря на то, что территория около 18-й школы вроде бы оборудована и лежачими полицейскими, и необходимыми знаками, трагедии избежать не удалось. Жители близлежащих домов говорят: они уже давно недовольны тем, что автомобильное движение около школы такое же интенсивное, как на дорогах.

18-я школа, как и большинство социальных учреждений Сургута буквально со всех сторон окружена дорогами. Здесь, можно сказать, и днем и ночью ездят машины, в том числе, работает крупная коммунальная техника, поэтому тем детям, которые живут в домах близлежащих к школе, то есть во дворе, приходится переходить дорогу с весьма интенсивным движением. И такая ситуация характерна если не для всех школ Сургута, то уж точно для большинства.

В ГИБДД каждый год направляют в адрес Администрации десятки предписаний для того, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. «За 2017 год выдали 65 предписаний в адрес Администрации по устранению недостатков вблизи учебных учреждений. связанных с организацией дорожного движения. Либо ограждения отсутствуют, либо пешеходные переходы установлены с нарушением ГОСТа, либо выход со школы сопряжен с выходом на проезжую часть. Достаточно много мест в Сургуте, которые мы проконтролировали и указали Администрации», — перечислил заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по г. Сургуту Евгений Духовников.

Несут ответственность за дорожное движение около школ, безусловно, не только чиновники. Но и автомобилисты, которые предпочитают срезать путь по прилегающими к образовательным учреждениям проездам. Да и некоторые строительные фирмы, вопреки правилам, тоже поступают таким образом. Например, дорогой около гимназии Салманова прошлой осенью постоянно пользовались грузовики «Северстроя». Хотя у них должен быть технический проезд к стройплощадкам.

В общем, дорога сургутских учеников к школам порой напоминает полосу препятствий. И эту проблему властям только предстоит решить. Задача непростая, с учетом того, что дворы, в которых находятся объекты, небольшие, и организовать пространство идеально просто физически невозможно. Другое дело — безопасность в самих школах. Этот вопрос вполне решаем.

«За последний год мы достаточно продвинулись в этом направлении. Рамки металлоискателя с 1 сентября 2017 года были установлены во всех школах. Единственное могу сказать, в некоторых школах технически сложно это сделать, поэтому в некоторых школах рамки в процессе установки», — пояснила депутат Думы Сургута Ольга Леснова.

В образовательных учреждениях города сегодня действует пропускная система. В некоторых школах для этого используются дневники, в некоторых — ученические билеты. В пяти действует так называемая система контроля управления доступом. Она позволяет родителям получать уведомления о том, когда ребенок зашел в школу и вышел из нее. «В настоящее время в бюджете Сургута выделено дополнительное финансирование на установку данной системы еще в 22 школах — это порядка 19 млн рублей», — сообщила Ольга Леснова.

В вопросе обеспечения безопасности в школах примером может стать система «Москвёнок», которая действует в столице. Это карты или браслеты, с помощью которых дети попадают в школы, а родители получают соответствующие СМС. Кроме того, гаджеты позволяют следить, чем питается ребенок и как добирается до образовательного учреждения.

«Вот у меня есть карта системы „Москвёнок“. Когда сын заходит или выходит из школы, мне приходит уведомление на телефон, а также в приложение Госуслуг Москвы. Также здесь есть счёт, который я могу пополнять и за этот счёт мой сын спокойно может купить в буфете всё, что ему нравится. Это очень удобно, как и для него, так и для меня. В общем, очень классная система», — рассказал москвич Сергей Кузнецов.

Сегодня очевидно одно: безопасность в школах включает в себя не только контроль за детьми непосредственно в образовательных учреждениях, но и вне их стен. Упущения здесь уж слишком чреваты серьезными последствиями, которые можно было бы избежать. Бабушке погибшего 8-летнего Стаса теперь сложно представить, как она будет жить дальше. Она до сих пор не может понять, почему все произошло именно так.

Гибель сургутского школьника можно было бы назвать трагической случайностью, если бы не та картина, которую мы наблюдаем каждый день в наших дворах, возле садиков и школ. Это действительно трагедия всего города, в котором практически нет безопасных для детей жилых кварталов. Здесь можно было показать пальцем только на управляющие компании, мол, именно им плевать на то, что происходит за пределами их коммунальных расчёток. Да, эта история и на их совести тоже, но не только.

Это проблема, которую, так или иначе создают все сургутяне. И те, что каждый день за рулем, и те, что пешком в неположенном месте, и родители, которые вовремя не объяснили, и соседи, которые недоглядели. И вообще все взрослые, которые показывают какой-то неправильный пример поведения.

Именно поэтому, гибель мальчика Станислава стала поводом к серьезным действиям сургутских властей. Глава города Вадим Шувалов выразил семье погибшего соболезнования, а кроме того, собрал на этой неделе экстренное совещание по безопасности. Главное, что сегодня необходимо сделать, считает градоначальник — это навести порядок внутри кварталов, на придомовых территориях.

Депутаты городской Думы еще год назад предложили начать создание стандартов безопасности для всех подходов и проездов вокруг школ и детских садов. Для этого необходим детальный, точечный анализ ситуации с привлечением родителей, коммунальных служб, руководителей школ. Где-то необходимо одностороннее движение, создание обязательных карманов для подвоза детей, ограждений, где-то есть проблемы с освещенностью или отсутствием тротуаров и пешеходных переходов. Очень многие проблемы можно решить без больших капиталовложений, просто изменив время или схемы движения, считает наш эксперт, председатель комитета по социальной политике, депутат Максим Слепов:

-На самом деле, это проблема школ, расположенных внутри микрорайонов: к сожалению, была такая технология, она использовалась при строительстве в советские времена. То есть, это строительство школ внутри микрорайонов. По европейским стандартам, школы всегда выделены в отдельные места, для них всегда выделены отдельные пространства для комфортного и безопасного подвоза детей и подхода детей к образовательным учреждениям. Это безусловный стандарт, который должен существовать и должен использоваться нами. Хорошие практики надо перенимать, безусловно, и формировать эти пространства возле наших школ. Я думаю, что потенциал есть. И даже в нынешней ситуации где-то возможно поступиться частично территорией школы и сформировать некие карманы для комфортного подъезда автотранспорта для подвоза детей в школу.

И естественно, самое главное — обратите внимание, должно быть сформировано безопасное пешеходное пространство. То есть, от остановки, нужно проанализировать каждую школу, мы уже с Администрацией города говорили об этом. Этот проект уже находится в работе и находится под контролем думы города Сургута. И мы говорили о том, что должен быть выработан некий стандарт того, как наши имеющиеся школы сделать безопасными с точки зрения подхода, подвоза и высадки детей.

Я думаю, что всем надо двигаться немножко быстрее в этих вопросах. Просто здесь время не ждёт, и надо просто постараться ускорить этот процесс, он всё равно так или иначе будет. Вопрос в том когда и где это появится раньше. Давайте будем пилотной территорией, давайте сделаем наши школы, подход к нашим школам безопасным и доступным. Поверьте, для этого не надо много финансовых средств. Для этого необходимо реально продумать, как обезопасить наших детей и буквально ограничительные меры — поставить несколько столбиков, сформировать где-то тротуар, сформировать зону высадки в виде небольшого пандуса, куда не сможет заехать автотранспорт. То есть, на самом деле это такие меры, которые позволят ещё минимизировать риски попадания детей в ДТП по пути в школу.

Мы с вами говорим о безопасности детей в школах и ставим ограничители для антитеррористической защищённости, мы с вами улучшаем систему видеонаблюдения и всё это делаем. Также и это нужно делать, и здесь вопрос стоит даже не финансовый и вопрос не временной. Здесь вопрос, как сказать, противоречия в документах. Территория за школой не принадлежит школе. Зачастую это дворовые территории, поэтому здесь должно быть добровольное желание жильцов близлежащего дома, чтобы эти работы были проведены А также необходимо за счёт территории какие-то сделать карманы, о которых мы говорили, для подъезда. То есть просто приспособить эту среду, каждый директор примерно знает, как это сделать, и примерно, при проработке этого вопроса, поймёт и предложит решение.

Но должен быть, ещё раз повторяю, сформирован стандарт единый с сотрудниками ГИБДД, то есть с профессионалами, с дорожными хозяйственными службами, для того чтобы это было единое дело, которое обеспечит безопасность наших детей.

Мария Лебига, Александр Садовский, Александр Кудрявцев

СургутинформТВ
Видео-сюжет ->

=Материал опубликован 09.02.2018