Психолог Ирина Бондарева – о том, как найти с подростком общий язык

Сургут • Разделы    — ПодросткиПсихология

В наш век информатизации по одному клику можно найти ответ на любой вопрос, узнать пути разрешения самой сложной ситуации. Тем не менее у современных родителей вопросов по воспитанию детей предостаточно. Как правильно выстроить систему воспитания ребенка, чтобы в будущем избежать проблем? Нашим экспертом по этому вопросу выступила директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ханты-Мансийска Ирина Бондарева.

Не допустить депрессии

– Дети и подростки считаются группами, наиболее часто подверженными депрессивному состоянию, повышенной агрессии – по отношению к окружающим или самому себе. Что нужно делать взрослым в такой ситуации?

– Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо сразу же принять меры для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.

Во-вторых, заняться с ним новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Формировать у него правильные жизненные ценности, направленные на здоровый образ жизни. Ведь депрессия – психофизиологическое состояние.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

– Какие виды профессиональной помощи могут оказать в таких случаях специалисты вашего центра?

– Специалистами центра проводятся заседания родительских клубов «Глаза в глаза», «Я хочу тебе сказать». Ежегодно проводятся городские родительские собрания по темам: «Понять, принять и уберечь», «Родители и дети: противостояние или сотрудничество». Была проведена научно-практическая конференция «Острые углы воспитания». Родители получают возможность посетить практические секции, работа которых направлена на выработку конструктивных детско-родительских взаимоотношений, правильность выхода из конфликтной ситуации. Организация данной работы позволяет провести реконструкцию семейных взаимоотношений путем выработки навыков общения, изменить стиль воспитания, устранить негативные и разрушающие установки. В данных мероприятиях ежегодно принимает участие более 400 родителей.

Раскрась свой мир

– Какие занятия проводятся в центре для детей?

– Для детей с девиантными формами поведения начиная с дошкольного возраста проводятся коррекционные занятия. Необходимо формировать у ребенка адекватное восприятие собственного «я» и окружающего мира, умение адекватно реагировать на обиды и огорчения, находить конструктивный выход из сложных ситуаций. И чем раньше будет организована данная работа, тем ярче будет эффект. Для детей старшего дошкольного возраста у нас реализуется программа «Мир цветов и чувств».

Для преодоления негативных эмоциональных состояний (тревожность, страх, агрессия, замкнутость) специалистами нашего центра был разработан курс занятий «Радуга настроений».

Также проводим для детей школ города классные часы. Данные мероприятия направлены на профилактику конфликтных взаимоотношений в детской и подростковой среде. На базе нашего центра работает клуб для подростков «Поможем себе и другому».

В работе с подростками активно используется коррекционно-развивающая программа по работе с семьей и детьми «Игры на песке». Специалисты центра применяют в работе классическую юнгианскую песочницу, а также световую песочницу.

– Иногда родителям трудно договориться с подростком. Что делать, если он требует «крутой» смартфон (или другую дорогую вещь), а в семье, например, нет денег на такое приобретение, зачастую и ненужное?

– Поведенческая линия у ребенка формируется в раннем детстве. Родитель должен объяснять ему, что можно и чего нельзя, почему мы не можем сейчас позволить себе ту или иную вещь. Если ребенок будет вас слышать и понимать с детства, когда он станет взрослым, таких проблем возникнуть не должно. Проговорите с ним о том, когда вы сможете купить эту вещь, обязательно нужно сдержать свое слово. Важно выстроить с ребенком доверительные отношения. Очень полезно задать себе вопрос: «Каким я хочу видеть своего ребенка?» Проанализировать свое поведение, определить, эффективны ли ваши методы воспитания. Нужно изначально правильно выстроить детско-родительские отношения.

Дети часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты. Поэтому подросток в основном слышит стандартные вопросы: «поел?», «погулял?», «уроки выучил?». И если все в порядке, общение прекращается, ребенок остается наедине со своими заботами и интересами, а то и бедами. На самом деле, детям катастрофически не хватает внимания и ласки.

Часто родители пытаются справиться с таким проблемами в одиночку, а нужно найти тех людей, которые бы помогли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. Это, как правило, психологи либо педагоги образовательной организации. Необходимо проработать ситуацию с ребенком и родителями.

Телефон доверия центра: (3467) 33-50-55
Режим работы: понедельник – пятница с 17:00 до 22:00

Новости Югры
Сюнер Анышев, Надежда Каштанова

Новости Югры - http://ugra-news.ru

Материал опубликован 27.01.2018