Рекомендации психологов: как противостоять детским манипуляциям

Сургут • Разделы    — ПсихологияВоспитание

Рекомендации психологов центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции АУ «Институт развития образования», г. Ханты-Мансийск
Наверное, нет на свете такого ребенка, который ни разу не пробовал манипулировать родителями. Если манипуляции дают ожидаемый эффект, они повторяются снова и снова, и тогда из уст ребенка все чаще звучат фразы-ультиматумы: «Ты меня не любишь», «Есть у всех кроме меня», «Уйду из дома» и т. д.

Причины развития детской манипуляции могут быть разными – от неудовлетворенной потребности ребенка до изменения эмоционального фона (любовь, шантаж, вина, жадность, алчность).

Нередко родители задают себе вопрос: «Как противостоять детским манипуляциям?» Вот некоторые техники поведения, которые позволят родителям избежать подобных ситуаций:

  1. Техника бесконечного уточнения («...то есть ты считаешь, что я была не права, когда наказала тебя, потому что ты меня обманул?»). Благодаря постоянным уточнениям можно понять, что является объектом нападения или критики.
  2. Техника внешнего согласия («...да, ты прав, я действительно поступила плохо, когда пообещала тебе, что мы сходим в парк, но так и не сходила с тобой...»). Согласие взрослого с ребенком позволяет почувствовать ему атмосферу тепла, принятия и счастья.
  3. Техника «испорченной пластинки» («...возьми ложку и начинай кушать, возьми ложку и начинай кушать, возьми ложку и начинай кушать...»). Заключается в многократном повторении с одной и той же интонацией одной и той же емкой фразы, содержащей в себе важное сообщение ребенку
  4. Информационный диалог («...как ты хочешь, чтобы я поняла тебя?»). Если ребенок идет на обсуждение вопроса по существу, постепенно отказываясь от манипуляции, противостояние можно считать успешно завершенным.
  5. Конструктивная критика – подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий ребенка и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям взрослого. При этом оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личность ребенка.
  6. Важно совместно выработать семейные правила, которые будут действовать всегда и везде. Например:
  7. – какое поведение считается хорошим, какое – плохим;
    – какие санкции обязательно последуют за плохое поведение.

Пусть ваши взаимоотношения с ребенком будут добрыми, доверительными и гармоничными. Умейте противостоять манипуляциям!

Новости Югры
Евгения Гильманова

Новости Югры - http://ugra-news.ru

Материал опубликован 29.12.2017