«Недолайканное» детство. Психолог - о юношеской лени и ошибках родителей

Разделы    — ПсихологияВоспитание
Общение ребенка с телефоном нужно ограничивать. © / Станислав Ломакин / АиФ

Воспитание детей - непростая задача. Это целая наука и настоящее искусство, которому можно и нужно учиться.

Школьный психолог из города Правдинска Калининградской области Елена Болдырева победила в конкурсе «Педагог-психолог России – 2017». О методах работы, трудностях в общении с детьми и женских проблемах с победительницей побеседовал журналист «АиФ-Калининград».
Фото: Из личного архива Елены Болдыревой/ Е. Кох
Фото: Из личного архива Елены Болдыревой/ Е. Кох

Счастье - исполнять мечты

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - У вас в кабинете – гитара, краски, кубики, костюмы. Для чего этот реквизит?

Елена Болдырева: - Мы с ребятами творим с помощью разных материалов. Строим из кубиков города, новые миры. Иногда сами сочиняем сказки, пишем сценарий и ставим их. Делаем мультики. Самое интересное начинается при распределении ролей. Удивительно, но споров почти не бывает, каждому находится подходящая роль. Проживая маленькую жизнь на сцене, ребёнок решает какие-то свои проблемы.

Важно раскрыть в ребенке творческий потенциал. Особое внимание к тем, у кого проблемы с обучением. Через творчество помогаю сделать так, чтобы они чувствовали себя в школе комфортнее. Наблюдать, как они готовятся к спектаклю, как напоминают друг другу, когда чей выход, как общаются, - дорогого стоит. У некоторых за развитием творческих способностей, и учёба подтягивается.

Один из наших кружков - Лаборатория интуитивного творчества – то, что выплёскивается изнутри. Рисуем, рассказываем истории. Есть мальчик, мечтающий стать трактористом. Когда он начинает рассказывать о том, как трактор пашет землю, просто глаза горят. Если человек о чём-то мечтает, и эта мечта наполняет его радостью, энергией, мне кажется, это и есть счастье. Далеко не всем нужно быть успешными директорами. Если ребёнок сможет найти себя в том, что ему близко, больше вероятности, что он будет счастлив.

- Родители порой думают иначе. Мол, окончи вуз, устройся на денежную работу, а на досуге занимайся, чем душа пожелает...

- У нас периодически встречаются родители, которые настаивают, чтобы сын или дочь шли в 10-11 класс, а потом институт. А ребёнок не хочет! К примеру, сейчас назрела проблемная ситуация: девочка хочет получить диплом парикмахера и как можно быстрее начать работать. А мама требует, чтобы она училась в 10 классе.Подросток плачет, но учится. Возможно, в будущем, когда она для родителей окончит университет, всё равно станет парикмахером. Просто потеряет время.

Все ли успешные люди, которые со стороны кажутся счастливыми, на самом деле счастливы? Все чаще мы слышим, о том, как успешные предприниматели бросают свой бизнес, покупают домик в деревне и занимаются огородом. Наполняет жизненной энергией радость, без неё многие вещи могут стать бессмысленными.

- Сейчас, обычному человеку, тем более из провинции, сложно пробиться в жизни. Как вырастить из ребёнка бойца, замотивировать его?

- Ленивыми и безынициативными дети не рождаются. Чаще всего, родители делают их такими. Например, приходит ко мне на приём мама с сыном семи лет и начинает снимать с него шапку, пальто. Я говорю: «А сам не может?» Она объясняет, что он медлительный, легче ей самой всё сделать. Это повторяется постоянно и во всём. И когда их чаду 12 лет, родители вдруг замечают, что он ничего не хочет делать сам. Да потому что когда эта потребность была сильной, они за него всё делали, и она у него угасла.

Учите «общаться» с деньгами

- Порой у ребёнка всего один интерес – сидение за компьютером. За уши не оттащишь. Как понять, что это уже зависимость?

- Один из признаков – когда ребёнок в любую свободную минуту хватается за телефон или планшет. У нас были истории, когда дети всю ночь сидели за «стрелялками», а с утра опаздывали в школу. В итоге забросили учёбу и с большим трудом окончили 9 классов. Родители ничего не могли сделать. Когда пытались оторвать их от компьютера, они такие истерики закатывали! Один угрожал уйти из дома.

Чтобы играть в компьютерные игры, нужно внимание. А внимание – такая же функция, как и мышцы - устаёт. Если ребёнок потратит внимание на игры, а после сразу сядет за уроки, вряд ли будет толк. Нужно с самого начала обозначать границы: ты можешь играть на компьютере с часу до двух или с 4 до 5. И ещё я родителям советую, когда ребёнок начинает говорить, что вот, соседу дают играть, сколько хочешь, отвечать: «Да, я наверное плохая мама, потому что забочусь о твоём зрении, здоровье. Хочу, чтобы у тебя были успехи в школе. А разве можно назвать хорошей маму, которая разрешает сыну не учиться, чтобы он стал в жизни несчастным человеком без профессии?» Детям уже с 6 – 7-летнего возраста донести это вполне реально.

- За последние годы бюджеты рядовых семей сильно поистощились. Что делать, если ребёнок требует крутой смартфон, а денег нет?

- Большинству детей родители стараются дать лучшее, так как они это понимают. Даже берут дорогущий телефон в кредит. Не уверена, что это путь к пониманию и принятию своего ребёнка. Ему важно показывать и объяснять – на что у семьи есть деньги, на что нет. Надо воспитывать ребёнка в том ключе, что отношения людей деньгами не меряются. Если в семье все друг друга слышат, если там тёплые живые отношения, то и ребёнок не будет остро переживать отсутствие дорогого телефона.

Есть ещё такой волшебный приём. Если чего-то очень хочется, но нет возможности купить, можно с ребёнком пофантазировать. Иногда достаточно позволить желанию существовать в воображении. Можно вместе помечтать: «Слушай, а было здорово сейчас купить самый-самый крутой айфон. Правда?» А лучше, чтобы самый-самый крутой айфон был и у тебя, и у меня, и у папы. А лучше, если бы такие айфоны бесплатно раздавали. Доведите тему до абсурда, но только без сарказма, и желание, которое не запретно, уже не будет так сильно давить на ребёнка. Не исключайте ребёнка из семейной бюджетной системы. С 6-7 лет уже можно давать карманные деньги, чтобы он учился с ними обращаться. А как и где ему ещё учиться этому?

- С мегаполисами все более или менее понятно. В небольших районах, где нет работы, наверное, много неблагополучных семей, в которых никому нет дела до детей?

- Сейчас другая проблема. Подрастает сельская молодёжь, которая насмотрелась по телевизору красивой жизни и хочет жить только так. Но устроиться на работу, где платили бы достаточную, по их мнению, зарплату, не получается. Не хватает где-то интеллекта, где-то умения бороться, учиться, и от этого даже молодые люди начинают пить.

Дети, рождённые в асоциальных семьях, порой также скатываются в пьянство. У нас социальный педагог часто выезжает в семьи, где один или оба родителя пьют. Там порой такой ужас. Вплоть до того, что полы земляные. И что усвоят эти детки? А происходящее в первые годы жизни откладывается, даже, если ребёнок об этом не помнит.

- А чем объяснить детскую жестокость, когда издеваются над сверстниками, да ещё выкладывают видеоролики в сеть?

- Дети вообще существа жестокие, и так было всегда. Вспомните фильм «Чучело». Если почитать воспоминания известных людей об их детстве, там тоже описываются достаточно жёсткие издевательства. Сейчас одна из причин жестокости - то, что и у детей, и у взрослых стираются границы между тем, хорошо и плохо. Детям порой и в голову не приходит, что они делают что-то плохое. А сейчас ещё мода: выложить что-то шокирующее в сеть и получить лайки. Дети же понимают, что если они выложат сюжет, как они нюхают цветочки, плетут веночки, лайков это не наберёт. А если драку, представляете, сколько будет просмотров! Даже шутка такая есть, что в середине двухтысячных к психологам будут приходить клиенты – жаловаться на своё «недолайканное» детство… Историями на грани криминала занимается социальный педагог.

Уметь слушать

- А к вам с чем подростки приходят?

- Самые распространённые запросы: почему меня предаёт подруга? Или почему со мной в классе никто не хочет дружить? Или как вести себя с мальчиком, который нравится?

Например, одна четвероклассница пожаловалась, что у неё нет друзей, ей очень одиноко. Год с ней занималась. И у девочки появилось понимание собственной ценности. Её богатый внутренний мир стал раскрываться. Школьница даже внешне изменилась: причёску сделала, стала следить за одеждой – нашла свой стиль. Достаточно странный, но интересный и ей подходит. Она сейчас в старших классах.
Нашла единомышленников. Другие девочки с ней советуются, не игнорируют, как раньше. У неё есть верная подруга. И такой случай не один.

- Сейчас разрабатывают учебник психологии для школьников. Зачем? Дети и так загружены.

- Если психологию введут, как обычный предмет, по которому нужно будет писать контрольные, то может получиться обратный эффект. Наше образование и без того излишне затеоретизировано. Я не знаю, чем мы поможет ребёнку, у которого трудности в обучении, если заставим его зубрить определения: что такое «внимание», что такое «память». Но, если научить его приёмам сохранения своего внимания, способам, как лучше запомнить информацию, тогда да - такие занятия нужны. Они должны быть исключительно практическими.

Элементарной психологической грамотности не хватаем и взрослым. Некоторые женщины, к примеру, не понимают, что терпение - это не тогда, когда ты позволяешь сесть себе на шею. Ко мне обращаются женщины, которые буквально перестали видеть смысл в своей жизни из-за того, что в семье к ним сложилось исключительно потребительское отношение. Они начинают ощущать себя засохшим деревом, выжатым лимоном, роботом, заряженным на выполнение определённых функций: работа, готовка, уборка, стирка. Они всё это делают механически. Но что может дать детям или мужу такая женщина? Вырастить такую же «терпеливую» дочь? Занимаюсь и с мамами. Учу их различать свои желания и чужие, восстанавливать силы.

Евгения Бондаренко

«Аргументы и Факты»

Материал опубликован 23.11.2017