Без вины виноватые. В Совфеде призвали ограничить изъятие детей из семей

Ежегодно из семей изымаются сотни тысяч несовершеннолетних, кто на время, кто насовсем. По мнению члена Совета Федерации Елены Мизулиной, в России сложилась целая система профилактики детской безнадзорности и семейного неблагополучия, идентичная западной ювенальной юстиции и нацеленная на отобрание детей.

"Изъятие рассматривается как мера профилактики и способ защиты прав ребенка, это стержень всей системы", - заявила Мизулина в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации. По данным парламентария, в систему вовлечено около 140 тысяч различных структур, многие - небескорыстно. "В стране более шести тысяч только стационарных учреждений, где дети могут проживать без родителей, более 100 тысяч семей с возмездной опекой", - рассказала сенатор. По ее словам, "сегодня содержание двух детей в приемной семье в месяц обходится в семь раз дороже, чем в кровной семье".

"В 2015 году 305 тысяч детей в среднем были изъяты из семей", - заявила она. Причем в большинстве случаев используется не статья 77 Семейного кодекса ("Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью"), а другие основания. По этой статье, подчеркнула сенатор, были изъяты всего 4% детей.

Несовершеннолетние изымаются без оформления документов, хотя даже на преступников должно составляться по три акта, заявила Мизулина. Органы опеки отобрание называют изъятием детей "под видом их нуждаемости в социальной реабилитации, медицинском обследовании, государственной защите".

Сенатор считает, что причиной тому - отсутствие в федеральном законодательстве многих понятий по процедуре отобрания и дальнейшего устройства детей. О правовом вакууме говорят и данные Верховного суда. Как рассказала судья Татьяна Назаренко, ежегодно судами рассматривается порядка 60 тысяч дел, связанных с лишением, ограничением родительских прав и восстановлением в них. По статье 77 Семейного кодекса в 2016 году рассмотрено всего 17 дел, решение вынесено по четырнадцати. "Процедура изъятия детей из семьи идет вне зоны судебного контроля", - считает она.

Исправить ситуацию можно путем внесения изменений в законодательство. Сенатор предлагает ввести в статье 77 Семейного кодекса "запрет на любые изъятия детей, кроме отобрания по основаниям и в порядке, предусмотренном в Семейном кодексе". "Тогда автоматически все другие изъятия нивелируются", - считает она. Основаниями для отобрания ребенка не должен быть отказ от прививки, отсутствие ремонта в доме, развод или инвалидность родителей, а также сложное финансовое положение семьи, заявила сенатор.

Галина Мисливская

=Материал опубликован 02.11.2017