Плюсы интеграции, или Проекты, которые нужны детям!

Тюмень • Разделы    — Развитие, методики

Когда впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, она была встречена неоднозначно.

Но сегодня, пройдя определенный этап, уже можно сказать о том, что благодаря интегративным процессам, осуществляемым общим и дополнительным образованием города Тюмени, создано целостное образовательное пространство, создающее возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Так, с 2013 года в рамках межведомственного взаимодействия департаментов по спорту и молодежной политике и образования администрации города Тюмени стартовал ряд образовательных проектов: «Организация физкультуры по интересам обучающихся 9 – 11 классов общеобразовательных школ города Тюмени в условиях интеграции основного и дополнительного физкультурного образования», «Спорт в общеобразовательную школу», «Безопасность жизнедеятельности», «Медиамир».

Сегодня проекты набирают обороты, они живут, они востребованы, об этом говорят цифры: например, в новом учебном году по проекту «Физкультура по интересам…» будет обучаться 3552 ученика на базе 23 школ и 9 учреждений дополнительного образования. Что дает этот проект? Прежде всего, у школьников возрастает мотивация к занятиям физической культурой, увеличивается двигательная активность, стабилизируются и повышаются показатели здоровья. Да и при анкетировании все участники проекта на вопрос: «Нужны ли такие занятия физической культурой?» ‒ ответили положительно.

Проект «Спорт в школу» начинался с дзюдо и реализовывался на базе трех школ: №№ 38, 64, 66, ‒ и СДЮСШОР «Центр дзюдо» (директор С.А. Куприянов) с охватом 1074 учеников.

Сегодня в проекте 23 школы и 18 учреждений дополнительного образования, охват детей более 5000. Занятия проходят уже по 17 видам спорта (дзюдо, бокс, спортивная борьба, велоспорт, настольный теннис, легкая атлетика, бадминтон, самбо, гандбол, регби, скалолазание, гольф, шахматы, спортивные танцы, спортивная гимнастика, кикбоксинг, айкидо) за счет введения в рамках третьего часа уроков физической культуры в неделю и внеучебной деятельности интегрированных программ по отдельным видам спорта. Плюсы проекта также очевидны: дети знакомятся с новыми видами спорта, у них формируются определенные двигательные умения и навыки, происходит отбор одаренных детей. Возможно, кто-то из них станет в будущем чемпионом мира.

Проект «Безопасность жизнедеятельности» стартовал на базе шести школ (№№ 20, 27, 67, 32, 34, 48) при руководстве базового методического центра «Алый парус» (директор Д.А. Потреба). Планировалось, что часть ребят 5 – 9 классов, освоив программу по «БЖД», поступят в 10 класс оборонно-спортивного профиля, так и вышло: с 1 сентября в 2014 году апробировать проект в рамках оборонно-спортивного профиля в двух 10-х классах взяли на себя мужество две школы ‒ № 27 и № 67. Первопроходцам всегда трудно, не все, что планировали – реализовали, но главное, все выпускники этих классов достойно сдали ЕГЭ, определились с будущей профессией, научились и сами жить безопасно, и оказывать помощь другим.

В 2017 – 2018 учебном году классы оборонно-спортивного профиля вновь начинают работу на базе школы № 27 (директор О.Б. Феденко), открыто два 10 класса численностью 50 человек! При этом на базе гимназии № 16 и школы № 67 открылись два профильных 8 класса по 20 учеников в каждом.

Благодаря проекту «Безопасность жизнедеятельности» была создана модель непрерывного профильного образования, по которой впоследствии были запущены проекты «Медиамир» и «Физическая культура».

В современных условиях, когда идет лавинообразный поток информации, очень важно сформировать у детей и молодежи знания о средствах массовых коммуникаций, выработать умения отбирать и пользоваться информацией, научить создавать собственные медиапродукты, противостоять масскульту и дать профориентационные знания в области медиа. На это и нацелен проект «Медиамир». Сегодня и в соцсетях, и на официальных сайтах можно встретить медиапродукты, сделанные воспитанниками Центра «Грант» (директор Ю.В. Малинина), «Бригантина» (директор Т.А. Русакова) ‒ это ток-шоу, новостные сюжеты, анимационные ролики, репортажи, зарисовки… Но главное, в этих работах отражен собственный взгляд детей на окружающий мир и рассказывается то, чем они живут.

В сентябре 2015 года на базе гимназии № 49 (директор О.А. Золотарева) начал работу профильный 10 класс по журналистике в рамках проекта «Медиамир» совместно с ТюмГУ и центром дополнительного образования «Вероника» (директор Н.В. Заровнятных).

По статистическим данным, в этом году в стране самым востребованным оказался факультет журналистики – 60 человек на место! Надеемся, что кто-то из наших выпускников обязательно поступил. В любом случае те навыки, которые ребята получили в рамках проекта, пригодятся в самых разных профессиях.
Кстати, в этом учебном году в профильном классе 49-й гимназии – 30 учеников. Еще 55 – в школе № 62.

Также по модели непрерывного профильного образования был запущен профиль «Физическая культура». Сегодня на базе школ № 22 и № 68 совместно со СДЮСШОР № 3 и СДЮСШОР «Центр дзюдо» сформированы два 10 и два 11 класса. Занятия идут по отдельному расписанию для удобного графика учебных занятий и тренировочного процесса. Ребята дополнительно получают знания по биологии, теории физической культуры, педагогике и психологии. Обучающиеся профильных классов ориентируются на поступление в средне-специальные и высшие учебные заведения по специальности «Физическая культура и спорт». Но главным плюсом интеграции в системе физкультурного образования при реализации проектов стало увеличение охвата учащихся систематическими занятиями физической культурой и спортом, в том числе учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе. А это значит, что все большее количество детей становятся приверженцами здорового образа жизни.

В целом опыт показал, что благодаря интеграции общего и дополнительного образования сегодня у города есть возможности для формирования целостной личности ребенка на основе принципа дополнительности всех видов деятельности и их единства, что позволяет найти подход к построению творческого процесса составления ребенком индивидуальных моделей образования.

По информации МАУ «ТГМЦ»

Администрация города Тюмени

=Материал опубликован 04.09.2017