Детская агрессивность

Сургут • Разделы    → Воспитание

Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi» - нападать. Однако в начале 19 века им обозначали любое активное поведение человека по отношению к окружающим. Сегодня агрессивным называют человека, который стремится морально и физически подавить других людей, посредством насилия добиться своих целей, а иногда и просто быть жестоким по отношению к окружающим.

Рассмотрим истоки человеческой агрессивности. По мнению Нобелевского лауреата Кондрата Лоренца, агрессивность – это врожденная черта, обусловленная самой природой, так как человек подчиняется законам биологической наследственности. Однако следует заметить, что если человек воспитывается в агрессивной среде и такое поведение также поощряется, то агрессивность неизбежно закрепится как черта характера.

Дети, как правило, усваивают соответствующий тип поведения на примере окружающих. Единожды попробовав агрессивный способ разрешения конфликта и добившись для себя результата, ребенок отдает предпочтение именно этому способу, так как агрессия—простейшее средство. Ведь для ребенка легче ударить, забрать силой игрушку, так как конструктивным формам поведения ему еще предстоит научиться. И учить этому детей, безусловно, приходится нам взрослым.

А если и у взрослых порой можно встретить агрессию? О таких людях говорят, что они плохо воспитаны. Тем не менее, многие из нас могут держать себя в руках и не опускаться до насильственных действий. Детей нужно учить не применять силу. Если о подростке скажут, что он плохо воспитан, то это упрек нам, ибо воспитан он нами. Родители должны постоянно показывать и подсказывать ребенку рациональные, допустимые способы решения проблем. Важней всего показать ребенку наиболее приемлемый способ реакции на затруднение, чем наказать его за проявленную агрессию. Научиться можно только на основе опыта. Ясно, чему может научить богатый опыт враждебных столкновений. И от родителей зависит чтобы опыт ребенка был иным. Препятствия, которые возникают в жизни ребенка, бывают самого разного рода. Затруднения не всегда могут быть внешними, материальными. Это может быть и психологический барьер, который мешает нормальному общению с окружающими и развитию личностного роста. И это не что иное, как заниженная самооценка.

Если вы научите своего малыша относиться к себе с уважением, то жизненные трудности и негативное отношение других людей не будут вызывать у него сильного раздражения; он будет знать себе цену и не будет стремиться отстаивать ее кулаками. Но если Ваш ребенок не уверен в себе, постоянно боится сделать что-либо не так, то все свое окружение он начинает воспринимать как нечто враждебное и соответственно также к нему относиться. В подростковом периоде происходит стремительное взросление, за которым родители просто не успевают, продолжая относиться к подростку как к маленькому.

Родители порой недооценивают или просто не берут во внимание тот мучительный процесс самоопределения, который переживает подросток. Эти переживания становятся причиной низкой самооценки, ранимости подростка в переходном возрасте и иногда находят выход в непонятных агрессивных действиях. В тех семьях, где царят ровные, доброжелательные отношения, где родители видят происходящие в ребенке перемены и адекватно реагируют на них, дети не склонны к агрессии. Ведь агрессивность—это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он формируется и растет.

В заключение хочется сказать: помните, что нам не дано улучшить ту семью, в которой мы выросли. Но по силам улучшить ту семью, в которой растут наши дети.

http://www.admsurgut.ru/news.php?id=305225&top=203666

=Материал опубликован 11.02.2009