Кто не прав. Как узнать истину?

Сургут • Разделы    → Воспитание

Как часто нам, взрослым доводится быть в сложной ситуации с моральной точки зрения? Да сто раз в день! Иногда мы выходим из проблемы с достоинством, иной раз просто не замечаем вообще, что были сложности, а порой и остается неприятный осадок внутри. Анализируя ситуацию, мы понимаем, что к чему, что поступили так, как поступили бы еще раз, или же нас подвели обстоятельства, ведь всякое бывает. Если мы чувствуем за собой вину, подходим и простим прощения, извиняемся или прощаем сами. Это нормальная жизненная позиция.

То же самое происходит и с детьми. Они еще чаще оказываются у подножия порой неразрешимых проблем. Дети еще не умеют контролировать свои эмоции и прятать свои чувства. И не всегда знают, как вести себя в определенной ситуации. Золотой середины в детских распрях практически не существует: либо все считают себя правыми, либо виноватыми (это реже и в основном с ведомыми детьми) и без вмешательства взрослого мирятся не сразу. Имеется в виду не обычная размолвка из-за игрушек, доходящая до драки; тут все ясно: оба хотят играть одним и тем же. Сцепились, подрались, поябедничали и через пять минут снова лучшие друзья.

Но согласитесь, иногда, мы взрослые, не особенно разбираясь, наказываем всех участников конфликта. Или одного из них. Хотя ребенок может быть и не виноват. Понести незаслуженное наказание, что может быть несправедливее? Поэтому никогда не судите с горяча. Проводите тщательные разбирательства и воздавайте каждому по заслугам.

Какие вопросы задавать, мы разберем на примере двух часто встречающихся ситуаций. Прочтите стихи детям и определите, кто из детей прав и почему.

Справедливость.

Меня наказали
Я с Петькой подрался.
Еще и хотят
Чтобы я извинялся.
Но если во всем
Хорошо разобраться,
Придется ему
Самому извиняться!
Ударил Петька
Катю так,
Что у девочки – синяк!
И сказал ей "извини,
Тебе больно? Верю.
Я нечаянно, прости,
И отойди от двери.
Я тебя не видел,
Прости, что обидел".
Сказала Катя:
"Ничего, Уже
Все давно прошло".
Но я-то вижу:
Есть синяк.
И Петьке показал
Кулак.
И вообще, он будет знать,
Как надо двери
Открывать!
Меня наказали.
Я с Петькой подрался.
Еще и хотят
чтобы я извинялся.

  1. Правильно ли поступил мальчик? (он ведь заступился за девочку).
  2. Нужна ли была Кате его защита? (Катя с Петей разобрались и сами прекрасно).
  3. Драться это хорошо? И нужно ли вообще? ( Все можно решить словами).
  4. Всегда ли следует вмешиваться в конфликт других детей?

Друг.

Меня Витька
Попросил
Чтоб игрушку я
Стащил.
У Петровой-
Мячик новый,
Такой, в крапинку
Лиловый.
Да, я взял.
Петрова в плач:
Говорит, украл я
Мяч.
Что ж, выходит,
Что я вор?
Уже серьезный Разговор.
А язык я прикусил:
Меня друг ведь попросил.
Но ведь мячик
Украл я!
Как мне быть
Теперь, друзья?

  1. Допустимо ли вообще воровство?
  2. Настоящий ли друг, тот, что просит украсть?
  3. Как надо поступить в этой ситуации?
  4. Выдавать ли Витю?
  5. Извиниться перед девочкой, возвращая ей мяч?
  6. Как поступить, если еще будет подобная ситуация?
Ирина Головченко

=Материал опубликован 22.09.2011