Эволюция плохого поведения ребенка

Разделы    → Воспитание

Все дети иногда балуются, безобразничают, хулиганят, и это естественно, в этом ничего плохого нет, но важно не переступать грань плохого поведения. Родителям надо следить за поступками своего ребенка, и тем более за отрицательными. Определенный возраст каждого ребенка характеризуется своими плохими проявлениями, а родители должны уметь находить новые методы воспитания и работы с нехорошими поступками и действиями.

Рассмотрим пример, казалось бы, положительного поведения шестилетнего ребенка. Он встает по первому будильнику, идет умываться без капризов и лени, одевается и отправляется есть на завтрак полезную кашу. У него есть время для занятий и время для отдыха, но он не будет смотреть свои любимые мультфильмы, пока не подготовит все уроки и не сделает домашнее задание. Такой чудо-ребенок будет примерно вести себя в гостях и расскажет с выражением взрослым новое выученное стихотворение. Без разрешения он не полезет в лужу, не станет лепить из снега снежок и пробовать облизать сосульку. Родители и случайные знакомые довольны таким поведением ребенка, считают его дисциплинированным и послушным. Но такая радость преждевременна, так как уже через два года такое безупречное поведение и послушание станет вызывать раздражение и недоумение взрослых. У ребенка, который постоянно слушается, отсутствует самостоятельность. Ребенок взрослеет, но не умеет принимать важные решения и думать сам. Родители однажды гневно скажут: «Когда ты будешь думать сам, ведь ты уже взрослый?» Проблема состоит в том, что их ребенок не станет самостоятельным за один день, тогда, когда они решили, что уже пора ему стать независимым. Самостоятельность развивается в детском возрасте, когда ребенок нарушает запреты, проявляет упрямство, его наказывают за плохие поступки. Постепенно к ребенку приходит понимание, когда надо настоять на своем, а когда послушать родителей. Первой реакцией, которая должна появиться у родителей, когда у ребенка появляются очередные «ужасные» выходки, должна стать радость, ведь все так и должно быть и все идет как надо. Далее уже нужно проанализировать поведение сына или дочери, понять, что ребенок хотел этим сказать. После этого родители могут начинать действовать, но так, чтобы превратить плохую черту ребенка в хорошее качество. Не стоит спешить обвинять ребенка, сначала надо попробовать найти этому объяснение и установить причину. Внимательное отношение к ребенку в повседневной жизни вызывает ответное хорошее поведение.

Плохое поведение характеризуется определенными этапами своей эволюции, через них проходят все дети. Первый этап проходит у детей в возрасте один год. Маленькие новорожденные дети много плачут, мало спят, отнимают много сил и времени. Но они такие милые и хорошие, им все прощают и не злятся. К годику ребенок взрослеет, начинает ходить, и вот в этом возрасте родители порой не знают, чего ждать от ребенка. Часто бывает, что настроение малыша меняется мгновенно, то он улыбается и спокойно что-то лепечет, а то переходит на такой визг, что просто невозможно находиться с ним рядом. У ребенка льются слезы, он падает на пол, перекатывается и стучит всеми частями тела. Впечатлительным родителям такое поведение напоминает нервный приступ, но ребенок просто переживает первый кризис, который определяет развитие рефлексов, памяти и эмоций. Шестимесячному малышу было достаточно того, что родители подносили его к окну и показывали красивую птичку, когда им нужно было отвлечь его внимание от запретного предмета. Для годовалого ребенка этого уже недостаточно, его эмоции стали более устойчивыми, свои желания он хорошо запоминает. Взрыв негодования проявляется тогда, когда малыш не знает, как объяснить родителям свои намерения, ведь он еще не знает других способов. Родителям остается просто подождать, когда малыш успокоится, не помогут убеждения и объяснения, а тем более наказания. Остается вести себя спокойно, можно выйти из комнаты и оставить малыша одного. Вскоре он выплеснет остатки гнева и переключится на другое занятие.

Второй этап эволюции характерен в возрасте два года. Плохое поведение выражается в том, что ребенок начинает кусаться, царапаться, плеваться, пинать игрушки и предметы, посыпать песком других детей. Агрессивное поведение малыша в этом возрасте направлено на сверстников, за такими действиями ребенка наблюдают на детской площадке все родители. Взрослые, наблюдая за этим, как правило, обсуждают, где ребенок научился так хулиганить, как его можно остановить, куда смотрят его родители. Научиться всему этому ребенок может и сам, когда видит, что активные действия приносят результат. Например, сосед по песочнице не дает свое ведерко, а если его укусить, то он готов отдать игрушку. Такое поведение необходимо пресекать, ребенок должен понять, что злость не является оправданием нанесения вреда другим, его нужно научить понимать границы дозволенного. Первое время необходимо наблюдать буквально за каждым движением ребенка и останавливать его действия сразу. Возьмите его руку, уже готовую что-либо бросить, посмотрите малышу в глаза и уверенно и спокойно объясните, что так делать нельзя. Возможно, малышу придется повторять это ни один раз. Если эти меры не помогают, то ребенка можно отвести играть в одиночестве и объяснить почему. Физические наказания, как способ воспитания, исключены, так как они сами являются агрессивными. Подобные методы не могут помочь воспитать дружелюбного человека. Просто ребенок станет скрывать свои порывы, но проявит враждебность при первой возможности, или он будет проявлять агрессию по отношению к себе самому – кусать кожу, щипать тело, дергать волосы. Использовать надо только дозволенные способы, которые помогут победить агрессию, ведь не только двухлетние дети проявляют агрессивность. Разрядке и восстановлению душевного равновесия помогают игры с мячом, снежки, салки, догонялки. Нередко проявление агрессии у ребенка является следствием неосмотрительности и агрессивного поведения родителей. Взрослые являются примером для своих детей. Когда родители злятся по пустякам, хлопают дверью, стучат кулаком об стены, кричат, они тем самым дают ребенку установку на аналогичное поведение. Только добротой и оптимизмом нужно учиться реагировать на все проблемы.

В трехлетнем возрасте начинается следующий этап эволюции поведения ребенка, который можно охарактеризовать как полное противостояние. По всякому поводу ребенок начинает скандалить, плакать, кричать, обвинять родителей в том, что они плохие, постоянно хныкать, настаивать на своем и топать ногами, если ему отказывают. Ребенок считает себя взрослым и самостоятельным, поэтому реагирует на все попытки родителей повлиять на его поведение. Капризы ребенка в этот период отличаются разнообразием и непредсказуемостью. Родителям необходимо проявить всю свою смекалку, фантазию, ловкость, умение мыслить стратегически. В зависимости от ситуации и конкретных желаний ребенка, родители могут иногда с ним согласиться, чтобы малыш испытал чувство победы и достижения результата, ведь это необходимо для ребенка. Иногда лучше отказать и сказать «нет». В большинстве случаев возможно компромиссное решение, как способ разрешения конфликтной ситуации. Есть ситуации, когда лучший вариант - это наказать ребенка, особенно, когда тот сам не может остановиться и ждет, когда родители его остановят.

Следующий этап характерен для ребенка, которому уже исполнилось четыре годика и он начинает употреблять в своей речи ругательные слова. Неприличные слова ребенок слышит от взрослых и произносит уже и в более раннем возрасте, но употребляет их, не наделяя смыслом. Реакция взрослых, когда они слышат, что малыш употребляет ругательные слова чаще всего является положительной, взрослым смешно, когда кроха играет с игрушками и употребляет острое словечко. Видя такую реакцию, ребенок начинает понимать необычность таких слов и выражений. Родителям для решения этой проблемы нужно только постараться самим не употреблять ругательства, особенно в присутствии малыша и стараться избегать двойных шаблонов, когда они объясняют, что плохо, а что хорошо. «Папа расстроен, у него проблемы на работе, поэтому он использует ругательные слова», - так мама чаще всего объясняет ребенку неприятный и для нее самой разговор. Очень скоро ребенок тоже станет повторять эту фразу, играя с другими детьми в садике, ведь здесь тоже бывают напряженные моменты. Есть еще много мест, где ребенок может услышать неприличные слова и выражения, поэтому он все равно их будет знать, поэтому родители должны объяснить ребенку, что так не нужно говорить. Только в семье ребенок усваивает, что можно говорить, а что нет.

В пять лет ребенок переходит к следующему этапу эволюции поведения - это откровенная ложь. Ребенок проявляет все свои способности, чтобы получить то, что ему запрещали, когда он был совсем маленьким и начинает врать. Врать нужно уметь, но родители должны объяснить ребенку, что лучше быть честным. Для этого родителям необходимо как можно меньше запрещать ребенку что-либо брать или делать, показывать больше положительных примеров и относиться ко всему с пониманием. Сначала ложь ребенка имеет характер игры, у него нет потребности получить свою выгоду или избежать наказания, но, когда он поймет все преимущества лжи, то станет этим пользоваться при необходимости и уже с определенной целью.

В семье, в которой воспитывают двоих и более детей, в шесть лет у ребенка появляется ревность к братьям и сестрам. Младший ребенок начинает жаловаться родителям на старшего по всякому поводу. В шесть лет чувства ребенка становятся более сложными, у него уже проявляются тревога, волнение, грусть, зависть, ревность. Малыш спрашивает у родителей, почему его ругают, а старшего брата или сестру нет. Ребенок осознает своего соперника, которого любят больше, поэтому старается стать первым номером для родителей. Взрослым нужно с пониманием отнестись к поведению ребенка, ведь ревность это очень сильное чувство, которое может стать причиной необдуманных поступков. Положительным качеством ревности между сестрами и братьями является то, что благодаря этому чувству каждый из детей старается больше достигнуть и стать лучше. Но никогда нельзя сравнивать и противопоставлять детей между собой, делать их соперниками, которые будут ненавидеть друг друга. Родители должны каждому ребенку дать понять, что он им дорог таким, какой он есть, сохранять дружеские чувства между детьми.

До шестилетнего возраста ребенок проходит основные типичные варианты плохого поведения. Дальше родители столкнутся с остальными проявлениями, но уже в усложненном состоянии, поэтому они всегда должны помнить, что ребенок плохо ведет себя не просто так, для этого есть причины. От взрослых потребуется терпение и стремление разобраться в ситуации и помочь своему ребенку.

Марина Романова

=Материал опубликован 12.12.2016