Синдром всемогущества - ребенок не умеет проигрывать

Сургут • Разделы    → Воспитание

Каждый человек должен знать правила общения и поведения в коллективе. Маленьким детям очень нравятся совместные игры друг с другом, но не каждый ребенок умеет правильно воспринимать проигрыш. Наверное, многим родителям знакома ситуация, когда они играют с ребенком во что-нибудь интересное, но если конечный исход складывается не в пользу маленького участника, он может разбросать шахматы (фишки, шашки, фигурки и др.), после чего начнется непрекращающийся плач и истерика со словами: «Так нечестно». Маме и папе надо научиться правильно реагировать на такое поведение малыша и сделать так, чтобы игра продолжалась без слез и нервотрепок, которые портят совместное времяпровождение. Взрослые порой не знают, как сохранить гармоничные отношения с ребенком, который оказался в этой неприятной ситуации и слишком болезненно воспринял свою неудачу. Очень часто расстроенное чадо устраивает истерику (плачет, разламывает игрушки, кричит, обижается на всех, кто принимал участие в игре), обвиняет соперников в том, что они выиграли нечестно. Любой человек не станет отрицать тот факт, что испытывает неприятные чувства, когда терпит поражение. Однако заметим, что многие дети не показывают свое неудовольствие по этому поводу, не выражают так ярко свои эмоции, а для других проигрыш - это катастрофа.

Пяти-шестилетний малыш хочет во всем и всегда быть лучшим. Внешние обстоятельства очень сильно влияют на то мнение, которое складывается о персоне победителя. Ему достаются одобрение родителей, аплодисменты, объятия, восхищение окружающих – все это повышает самооценку и собственную значимость, доставляет много приятных минут. Малыш думает, что триумфальные результаты его деятельности предопределяют силу маминой и папиной любви к нему. Он с восторгом может посоревноваться даже в таком обычном деле как прием пищи и переодевание. Повзрослев, ребенок начнет относиться к проигрышу как к опыту, научится делать определенные выводы, маленькое поражение не будет вызывать у него столько огорчений, истерики пройдут. Если ребенок чувствует безусловное искреннее принятие родителей, их одобрение, он перестает относиться к проигрышу как к чему-то непоправимому.

Родителям надлежит еще в раннем детстве поощрять своего малыша и в дальнейшем мотивировать его на то, чтобы он добивался успеха, не боясь трудностей, учился преодолевать их, рассматривая результат как что-то радостное. Если родители будут культивировать в малыше чувство неуспешности, наказывать его за проявление инициативы, он превратится в потенциального неудачника. Такой ребенок будет стараться избегать трудных ситуаций, которые связаны с определенными испытаниями.

Причины синдрома всемогущества

Впечатлительные дети могут очень болезненно воспринимать свое поражение, относиться к этому слишком серьезно. Возраст 9-10 лет - это такой период, когда у ребенка проявляется состояние «всемогущества», он свыкся с тем фактом, что в глазах окружающих именно он является центром внимания, но ведь всему в жизни есть какой-то предел. Предполагаемое всемогущество необычно сильно проявляется у детей, которые являются в семье единственным ребенком или у детей-любимчиков, которые пользуются особым расположением родителей и имеют определенные привилегии. Ребенок с завышенной самооценкой привык, что к нему относятся как к королю, он будет при любых обстоятельствах добиваться своего. Проигрыш он воспринимает как покушение на свою личность, ощутимым ударом для него будет поражение и особенно в тот момент, когда родители ждут от него только побед. А в многодетной семье потребность ребенка вопреки всему достичь каких-нибудь значимых результатов может стать его жизненным девизом, поэтому такой малыш растет в атмосфере соперничества с братьями и сестрами.

Ребенок дошкольного возраста часто плачет из-за неудачи, подросток же не станет плакать, если получит неудовлетворительную оценку в школе, проиграет в шахматной партии, потеряет танк в компьютерной игре. Это нормально. Но ждать, пока обстоятельства сами изменятся и все наладится через год-два, не нужно. Маленькому члену семьи надо разъяснить, что невозможно постоянно выигрывать и что проигрыш – это не повод для переживаний. Есть несколько действенных способов, которые помогут малышу достойно относиться к неудачам.

Поскольку игра – это развлечение, родители должны помочь ребенку понять и принять ее правила, чтобы он не боялся проиграть. Малыш должен знать, что его по-прежнему любят и что мама испытывает гордость за него, ведь он играл до финала, не остановился на полпути, не сдался без боя. Молодец! К проигравшему нельзя относиться как к жертве, не стоит его утешать, ведь тогда он сам будет чувствовать себя бедным и несчастным. Будьте хладнокровнее, даже когда вы заметили, что маленький игрок хитрит, делает вне правил лишние ходы, незаметно переставляет фигуры - не повышайте голос. Малыш и сам догадывается, что играет нечестно, но желание победить, во что бы то ни стало сильнее «призывов совести». Кроме того, есть дети, которые в силу особенностей своего характера и возраста не могут строго соблюдать правила игры, для них это сложно, поэтому они делают правила проще и играют по-своему, как они это понимают. Обратить внимание на такие случаи обязательно надо, но не перегнуть палку – не ругать слишком сильно, чтобы не убить волю к победе и не разрушить интерес к игре и желание действовать. Не используйте в играх очень строгие правила, особенно избегайте жестких наказаний за ошибки (неправильный ход и т.п.), не наказывайте выбыванием из игры. Ни в коем случае не поддавайтесь малышу, когда он играет с вам, как с более сильным соперником. Ребенок сразу почувствует подвох, как только его начинают обманывать. Такая победа - хуже поражения. Ребенок должен уметь играть и со слабыми (младшие братья или сестры, бабушка, друг, который плохо играет в шахматы, например) и с сильными компаньонами. Для малыша важнее посоревноваться с тем, кто сильнее, чтобы брать с него пример и учиться большему, стремиться повышать свое мастерство. Похвалите ребенка за волю к победе, старания, честную борьбу. Иногда бывают обстоятельства, кода важно не победить, а принимать участие, все соревнующиеся равны, похвалы заслуживают все, кто участвовал. Не произносите обидных слов «проигравший», «выбывший» и подобные неприятные определения. Придумайте «утешительные» призы для того, кто был слабее, но эти награды должны быть не хуже, чем у победителя. Когда вы играли с ребенком и выиграли у него, важно поддержать малыша правильными словами: «Мне с тобой трудно было играть», «Это была нелегкая победа». Позже предложите другую игру, в которой малыш сумеет выиграть у вас.

Несколько простых советов для родителей

Не уделяйте проигрышу в игре особого внимания, ведь для малыша главное сам процесс, общение с другими ребятами. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, так как в этом случае его целью может стать победа любой ценой. Правильнее сравнивать его достижения с его же собственными успехами, т.е. соревноваться он должен сам с собой. Попробуйте в отдельной тетради записывать результаты той или иной игры, и наблюдать за тем, как они меняются.

Чередуйте разные игры, в которых меняются победители и проигравшие, таким образом неудачи и победы будут чередоваться. Придумайте вместе с ребенком игру, в которой не будет побежденных. Оправдывает себя обоснованная и частая похвала родителей за любой успех малыша. Дельный совет взрослых поможет ребенку поступить правильно, а сам процесс деятельности должен восприниматься с интересом. Позвольте сыну или дочери ощутить искреннюю радость побед, а для этого и нужен опыт поражений.

=Материал опубликован 22.08.2016