Особый статус. Как приобретается статус «ребёнок-инвалид»

Сургут • Разделы   

Редакция газеты «Новости Югры» продолжает проект «Солнечные дети». С помощью экспертов мы будем рассказывать вам о мерах социальной поддержки детей с инвалидностью и их родителей.

Этот выпуск посвящен процедуре установления статуса «ребенок­-инвалид». Разобраться в юридических и медицинских тонкостях нам поможет руководитель Главного бюро медико­социальной экспертизы по Югре Наталья Билан.

Коллегиальное решение

– Наталья Владимировна, не каждое отклонение в развитии ребенка дает ему право на статус «ребенок­-инвалид»?

– Инвалидность – это наличие сразу трех отягчающих факторов: значительных нарушений здоровья, обуславливающих неспособность организма выполнять свои функции, ограничение жизнедеятельности и необходимость реабилитации. Если у ребенка есть только один из факторов или два, он не может получить статус инвалида.

Объясню на примере. У нас есть два ребенка, больных эпилепсией. У одного приступы купируются с помощью лекарств и наблюдается стойкая ремиссия. У второго, несмотря на лечение, признаков улучшения нет либо они незначительны. К тому же из­-за частых и тяжелых приступов он неспособен к самообслуживанию, не может самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение и обучаться. Тогда медицинская комиссия МСЭ (медико­социальной экспертизы), в составе которой не менее трех человек (обычно это врач медико­социальной экспертизы, специалист по реабилитации и психолог), принимает решение: первому ребенку отказать в получении статуса, а второму назначить этот статус сроком на год, два года, пять лет либо до достижения им возраста 18 лет – в зависимости от тяжести его состояния.

Скажу честно, обычно статус дается на год или два, чтобы врачи МСЭ могли проследить динамику болезни – есть ли положительные эффекты от ИПР (индивидуальной программы реабилитации), которую мы разрабатываем.

Пройти комиссию

– С какого возраста оформляется статус ребенка-­инвалида?

– С любого, однако родителям необходимо понимать, что основной принцип нашей работы – документарный. Мы анализируем бумаги из медицинских учреждений, где находился ребенок, и на этом основании выносим вердикт. Поэтому, чем полнее в медицинских документах раскрыто состояние больного, зафиксированы его приступы, операции и так далее, тем выше вероятность получить необходимый статус.
Конечно, на практике раньше других к нам обращаются родители детей с синдромом Дауна, поскольку эта болезнь ярко выражена внешне. Однако опять же наличие этого недуга само по себе не повод для инвалидности. У ребенка должна фиксироваться стойкая задержка психоречевого развития, другое дело, что чаще всего так и случается…

– Какие документы необходимы для прохождения МСЭ?

– Паспорт одного из родителей, свидетельство о рождении, направление на медико-­социальную экспертизу из медицинской организации, в которой больной ребенок получал лечебно-­профилактическую помощь, а главное – заявление на прохождение МСЭ от родителя (законного представителя). Его можно подать как в письменном, так и в электронном виде через портал госуслуг.

Затем в ближайшие три дня сотрудники бюро оформляют приглашение на освидетельствование. Если ребенок не может явиться в назначенный день по состоянию здоровья (о чем имеется справка), возможно заочное решение о назначении ему статуса «ребенок-­инвалид». Чаще всего мы идем на это, если речь о злокачественных ново­
образованиях. Ясно ведь, что если врачи диагностировали у ребенка рак крови, то ему будет не до прохождения комиссий, как и его родителям. Выявленный лейкоз также является причиной назначить маленькому югорчанину статус «ребенок-­инвалид» сразу на пять лет, учитывая тяжесть болезни как таковой.

– Что происходит, когда наш земляк со статусом «ребенок­-инвалид» достигает совершеннолетия?

– С него автоматически снимается этот статус, так как юридически он больше не ребенок. Как известно, до 18 лет детям-­инвалидам не определяют группу инвалидности, а устанавливается общая категория «ребенок-­инвалид». Она соответствует первой группе инвалидности. При ней человек получает максимальную социальную пенсию, однако при вступлении в совершеннолетие статус утрачивается, и ребенок проходит переосвидетельствование уже во взрослом МСЭ, где социальная пенсия зависит от группы инвалидности (первой, второй или третьей).

Право на защиту

– Почему некоторые решения местных бюро экспертиз родители оспаривают на окружном и даже федеральном уровне, добиваясь пересмотра дел?

– Я как руководитель окружного бюро считаю, что человек имеет право согласиться или не согласиться с решением комиссии и обратиться в течение 30 дней в вышестоящую инстанцию. Это его право. Я 18 лет работаю экспертом медико­социальных экспертиз и знаю, что все люди разные, нет одинаковых болезней и нет одинаковых характеров. Например, чаще всего наши родители оспаривают не столько отказы в признании инвалидности, сколько время повторной экспертизы.

– Некоторые родители, наоборот, тянут до последнего и не оформляют статус своему тяжелобольному ребенку. На ваш взгляд, правы ли они?

– Нет! И это я заявляю и как женщина, и как врач. К сожалению, наша работа носит строго заявительный характер – мы рассматриваем решения о присвоении статуса «ребенок-­инвалид» только в тех случаях, когда родители сами заявили о желании получить его для своего ребенка.

И вот, например, рождается малыш с ДЦП или расстройством аутистического спектра, а мама его «прячет от мира», что называется. Всё ей стыдно что ее ребенка будут называть «инвалид», что подумают соседи. Но она никак не поймет, что он – особенный ребенок, он не вытянет обычную жизнь и с каждым годом ему будет все тяжелей.
Стоит признать: да, он таким родился и ему нужна помощь, специальная реабилитационная программа, специальные ходунки, бесплатные лекции логопедов и так далее. В любом случае здоровье ребенка должно стоять на первом месте.

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 06.08.2016