Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Особый статус. Как приобретается статус «ребёнок-инвалид»
Сургут • Разделы
Редакция газеты «Новости Югры» продолжает проект «Солнечные дети». С помощью экспертов мы будем рассказывать вам о мерах социальной поддержки детей с инвалидностью и их родителей. Этот выпуск посвящен процедуре установления статуса «ребенок-инвалид». Разобраться в юридических и медицинских тонкостях нам поможет руководитель Главного бюро медикосоциальной экспертизы по Югре Наталья Билан. Коллегиальное решение – Наталья Владимировна, не каждое отклонение в развитии ребенка дает ему право на статус «ребенок-инвалид»? – Инвалидность – это наличие сразу трех отягчающих факторов: значительных нарушений здоровья, обуславливающих неспособность организма выполнять свои функции, ограничение жизнедеятельности и необходимость реабилитации. Если у ребенка есть только один из факторов или два, он не может получить статус инвалида. Объясню на примере. У нас есть два ребенка, больных эпилепсией. У одного приступы купируются с помощью лекарств и наблюдается стойкая ремиссия. У второго, несмотря на лечение, признаков улучшения нет либо они незначительны. К тому же из-за частых и тяжелых приступов он неспособен к самообслуживанию, не может самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение и обучаться. Тогда медицинская комиссия МСЭ (медикосоциальной экспертизы), в составе которой не менее трех человек (обычно это врач медикосоциальной экспертизы, специалист по реабилитации и психолог), принимает решение: первому ребенку отказать в получении статуса, а второму назначить этот статус сроком на год, два года, пять лет либо до достижения им возраста 18 лет – в зависимости от тяжести его состояния. Скажу честно, обычно статус дается на год или два, чтобы врачи МСЭ могли проследить динамику болезни – есть ли положительные эффекты от ИПР (индивидуальной программы реабилитации), которую мы разрабатываем. Пройти комиссию – С какого возраста оформляется статус ребенка-инвалида? – С любого, однако родителям необходимо понимать, что основной принцип нашей работы – документарный. Мы анализируем бумаги из медицинских учреждений, где находился ребенок, и на этом основании выносим вердикт. Поэтому, чем полнее в медицинских документах раскрыто состояние больного, зафиксированы его приступы, операции и так далее, тем выше вероятность получить необходимый статус. – Какие документы необходимы для прохождения МСЭ? – Паспорт одного из родителей, свидетельство о рождении, направление на медико-социальную экспертизу из медицинской организации, в которой больной ребенок получал лечебно-профилактическую помощь, а главное – заявление на прохождение МСЭ от родителя (законного представителя). Его можно подать как в письменном, так и в электронном виде через портал госуслуг. Затем в ближайшие три дня сотрудники бюро оформляют приглашение на освидетельствование. Если ребенок не может явиться в назначенный день по состоянию здоровья (о чем имеется справка), возможно заочное решение о назначении ему статуса «ребенок-инвалид». Чаще всего мы идем на это, если речь о злокачественных ново – Что происходит, когда наш земляк со статусом «ребенок-инвалид» достигает совершеннолетия? – С него автоматически снимается этот статус, так как юридически он больше не ребенок. Как известно, до 18 лет детям-инвалидам не определяют группу инвалидности, а устанавливается общая категория «ребенок-инвалид». Она соответствует первой группе инвалидности. При ней человек получает максимальную социальную пенсию, однако при вступлении в совершеннолетие статус утрачивается, и ребенок проходит переосвидетельствование уже во взрослом МСЭ, где социальная пенсия зависит от группы инвалидности (первой, второй или третьей). Право на защиту – Почему некоторые решения местных бюро экспертиз родители оспаривают на окружном и даже федеральном уровне, добиваясь пересмотра дел? – Я как руководитель окружного бюро считаю, что человек имеет право согласиться или не согласиться с решением комиссии и обратиться в течение 30 дней в вышестоящую инстанцию. Это его право. Я 18 лет работаю экспертом медикосоциальных экспертиз и знаю, что все люди разные, нет одинаковых болезней и нет одинаковых характеров. Например, чаще всего наши родители оспаривают не столько отказы в признании инвалидности, сколько время повторной экспертизы. – Некоторые родители, наоборот, тянут до последнего и не оформляют статус своему тяжелобольному ребенку. На ваш взгляд, правы ли они? – Нет! И это я заявляю и как женщина, и как врач. К сожалению, наша работа носит строго заявительный характер – мы рассматриваем решения о присвоении статуса «ребенок-инвалид» только в тех случаях, когда родители сами заявили о желании получить его для своего ребенка. И вот, например, рождается малыш с ДЦП или расстройством аутистического спектра, а мама его «прячет от мира», что называется. Всё ей стыдно что ее ребенка будут называть «инвалид», что подумают соседи. Но она никак не поймет, что он – особенный ребенок, он не вытянет обычную жизнь и с каждым годом ему будет все тяжелей. |
=Материал опубликован 06.08.2016