Без паники! Включаем здравый смысл. Особенности развития ребенка до трех лет

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

Две тысячи шестнадцатый в Югре объявлен Годом детства. Замечательная тема, которая действительно объединяет всех людей, пробуждая в нас лучшие человеческие качества, наталкивая на светлые мысли и благородные поступки. Дети – лучшее, что у нас есть. И наша задача – воспитать их здоровыми, добрыми, честными. Задача непростая. На протяжении года мы будем вместе с вами ее решать. Сегодня мы расскажем об особенностях развития ребенка до трех лет.

– Вам сколько? Год? Еще не ходите? А мой пошел в десять месяцев!

– А вот я в полтора года уже стихи на табуретке рассказывала. Дочка в меня пошла – рано заговорила.

– А мой старший в четыре года уже считать умел до двадцати!

Подобные разговоры часто слышишь на детских площадках. Невольно начинаешь сравнивать, задумываться, а чем же твой ребенок уже успел отличиться, не отстает ли он в развитии?

Выбирайте то, что подходит вам

Когда я готовилась стать мамой, сильно переживала: смогу ли правильно заботиться о дочке, грамотно ее развивать и воспитать счастливого, здорового и доброго человека. И что для этого нужно, кроме любви? Поэтому я решила пройти теоретический курс молодого бойца и почитать полезную литературу.
В книжном магазине мне приглянулась книга знаменитого детского доктора Комаровского «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». Мне как человеку неопытному она показалась средством от всех возможных проблем, связанных со здоровьем и ранним развитием малыша. Перед рождением ребенка я была во всеоружии: купать – строго с открытой дверью и планомерно понижать температуру; проветривать – как можно чаще; одевать – исключительно по погоде.

Конечно же, пришлось бороться со стереотипами и страхами родных: мужа, подозревающего мою маму во вредительстве (иначе зачем она постоянно открывает окна?); и мамы, убежденной, что, если вода попадет в ушки, не миновать беды.

К счастью, я выстояла и продолжала делать все так, как считала нужным.

В итоге к трем годам дочка могла часами плескаться в воде, в которой я сама и десяти минут бы не просидела – уж очень освежающая. Удивлялась, зачем другим детям надевают двое штанов и две кофты, и не простывала, если вдруг дома отключали отопление.

Правда, советы Комаровского по поводу питания в моем случае оказались малополезны: непонятно, как можно не заставлять ребенка есть, если он все время не хочет есть? Тогда я поняла, что любая, даже самая обоснованная и проверенная методика развития ребенка не может одинаково и во всем подходить каждому малышу.

Доверьтесь малышу

Помимо противостояния с родными меня ждало еще одно испытание – детской площадкой, где часто собираются мамы, которые целыми днями сидят дома и поэтому могут говорить только о детях. Началась гонка достижений. Кто раньше начал держать головку, переворачиваться, ползать, сидеть, вставать, ходить, говорить… А главное, почти у каждой мамочки находилось очевидное объяснение таких успехов, которое крылось не в естественном физиологическом процессе, а в использовании уникальных методик раннего развития. Кто-то судорожно записывался к массажистам, другие учились читать с пеленок, расклеивая по дому листочки со словами, кто-то начинал с трех месяцев приучать малыша к горшку.

А мы вот пошли только в год и три месяца. И никакой паники этот факт у нас с мужем не вызывал – всему свое время. Врачи подтверждали: ребенок развивается нормально, захочет – пойдет. И правда, когда дочка наконец набралась храбрости и пошла по зимней дорожке в комбинезоне, как космонавт по Луне, она хохотала от счастья – и мы вместе с ней.

Тогда я решила всегда следовать принципу: идти за ребенком, а не тащить его за собой к немыслимым вершинам. Мы рано начали говорить – уже в год использовали небольшой запас слов, в полтора – выражались простыми фразами и короткими предложениями, а в два дочка стала для нас полноценным собеседником, и мы разговаривали с ней как с взрослым человеком. Мне хотелось думать, что в этих успехах есть моя заслуга – чтение книг с рождения, частое общение с другими детьми...

Но сейчас, когда сыну два с половиной года и я до сих пор не всегда понимаю, что он говорит, стало ясно: дело не во мне. Ведь с ним я делала все то же самое, к тому же он всегда в компании старшей сестры, а считается, что младшие дети под влиянием старших быстрее развиваются и все схватывают.
Все-таки мое убеждение, что ребенок сам знает, когда и что ему начинать делать, оказалось в чем-то ошибочным. Так, я считала, что главное – привить дочери любовь к книгам, к вечерам, которые проводятся за чтением. И совсем не обязательно учиться складывать буквы в слоги, если ей этого категорически не хочется делать. Ничего – дорастет и до этого. Но вот мы уже во втором классе, а читать самостоятельно так и не полюбили. Кто-то скажет: надо было быть более настойчивой. Скорее всего. Только вот и я начала читать в том же возрасте, что и она, – в шесть лет, а к девяти-то уже прочитала весь фонд детской библиотеки.

Очевидно, что каждый ребенок уникален, и никакой чужой опыт, даже его родителей, к нему неприменим. А воспитание, развитие и обучение – это не следование каким-то методикам и системам, а постоянный поиск того, что подходит именно вашему ребенку. И все же главное – любить его таким, какой он есть, и проводить вместе как можно больше времени, наполненного положительными эмоциями.

Новости Югры Наталья Ильина

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 18.02.2016