Календарь развития ребёнка (месяц 2)

Сургут • Разделы    → Новорожденный

Вот и закончился первый трудный месяц, ребенок немного подрос, вы чувствуете себя более уверенно. Периоды бодрствования малыша понемногу удлиняются, он все активнее знакомится с окружающим миром. Совершенствуется его зрительное восприятие. Кроха дольше задерживает взор на ярких предметах, на лице взрослого. Его внимание начинают привлекать и другие объекты, находящиеся не только прямо над ним, но и сбоку от него - например, картина, настенные часы. Все чаще смотрит в лицо мамы и ее глаза, особенно когда та разговаривает с ним. Улыбается, видя ее, улыбается в ответ на улыбку. Зрительный контакт мамы и ребенка необходим для их эмоционального общения, нормального психического развития ребенка.

Не менее внимательно ребенок второго месяца жизни следит и за движущимися объектами - сопровождает перемещение заинтересовавшего его предмета не только взглядом, но и соответствующими поворотами головы. Для оценки этого умения можно использовать игрушку, медленно перемещая ее вправо-влево. Малыш может достаточно долго следить и за вашими движениями.

У ребенка быстро развивается и слуховое восприятие. 7-8 недельный малыш способен определить, где расположен источник звука. Возьмите погремушку (достаточно "громкую") и слегка поработайте ею в течение 10 секунд, стоя в полуметре от ребенка вне поля его зрения. Услышав производимый грохот, ребенок на некоторое время "задумается", после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Если вы заговорите с возбужденным кричащим ребенком или встряхнете погремушкой, то он перестанет кричать и замрет.

Но, пожалуй, самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать плача) попытки практического использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста реагирует широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. И он уже умеет отличать живые объекты от неодушевленных предметов - если в поле зрения двухмесячного малыша попадает другой ребенок, он будет непременно удостоен продолжительного и внимательного изучения.

Малыши периодически радуют слух мам и пап так называемым гулением - отдельными звуками, произносимыми эмоционально. Вы можете записать то, что Ваш малыш "сказал" в это время на пленку, или хотя бы на бумагу - все эти замечательные неподражаемые "а-а", "гу-у", "э-э-и", "кхе-е-е" доставят Вам в последующем немало удовольствия во время просмотра, прослушивания или просто прочтения.

Расширился и объем двигательных умений ребенка - лежа на животе, он уже умеет поднимать и в течение нескольких секунд удерживать голову, все дольше может удерживать голову в вертикальном положении. Движения малыша становятся не такими хаотичными, как прежде. Когда он видит вас или слышит ваш голос, его ручки перестают двигаться на несколько секунд, малыш как бы замирает, "прислушивается", затем движения возобновляются снова.

Все, чему ваш малыш научится, происходит в результате вашего с ним общения. Взрослый является источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для развития. Младенец предпочитает сосредоточивать взгляд на лице человека, из всех звуков вначале возникает реакция на человеческий голос. В общении формируются эмоции, познавательная активность, взаимоотношения с окружающими. Что бы вы ни делали: массаж, пеленали, купали, переворачивали его, одевали - разговаривайте с малышом, объясняя свои действия. При купании рассказывайте, что вы сейчас моете ему личико, ножку и т.д. Важен разговор с ласковыми интонациями, обращение к ребенку по имени, ваша улыбка. Особенно важна улыбка в ответ на улыбку малыша. Ребенок прислушивается к речи, понимает ее эмоциональный тон. Телесный контакт с мамой является источником спокойствия для крохи. Малышу нравится прикосновение, поглаживание, перебирание пальчиков и т.д.

Большое значение имеет грудное вскармливание, которое является не просто идеальной пищей для младенца, но и способом общения мамы и ребенка. Во время кормления передаются эмоции и любовь.

Не у всех детей устанавливается правильный ритм сна и бодрствования. Кроха может не чувствовать разницу между днем и ночью. Поэтому важны ритуалы засыпания перед длительным отходом ко сну: искупайте малыша, переоденьте, покачайте на руках, приласкайте, спойте колыбельную песню. Во время бодрствования, наоборот, активнее побуждайте ребенка к играм, давайте ему возможность свободно подвигаться.

В этом возрасте используют мелодично звучащие и грушки, погремушки – подвески с ручками, неваляшку. Можно подвешивать в 45 - 50 см от груди крохи яркие разноцветные погремушки, он будет учиться фокусировать взгляд, рассматривать, слушать их. Хорошо использовать специальную музыкальную карусель, крепящуюся к кроватке. Но заводить постоянно мелодию не стоит – это раздражает ребенка. Карусель должна быть в меру яркой, с приятной мелодичной музыкой. Не следует вешать над ребенком одновременно большое количество игрушек. Время от времени обновляйте их, выкладывая новые и пряча наскучившие. Можно подвешивать игрушки низко ( 25 см от лица), чтобы малыш мог случайно наталкиваться на них и раскачивать.

Умения малыша в конце второго месяца:

  • Длительно следит за движущимися предметами.
  • Удерживает голову в вертикальном положении 1 – 2 мин.
  • Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову.
  • Прислушивается к различным звукам: голосу мамы, папы, звону игрушек.
  • Улыбается в ответ на обращение к нему.
  • Начинает гулить.

Информацию подготовила
клинический психолог Т.В. Ким
Бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Сургутский клинический перинатальный центр»
Отделение медико - психологической и социально - правовой помощи
Кабинет медицинской профилактики

=Материал опубликован 02.03.2011