Помогать или не помогать ребенку делать домашнюю работу?

Сургут • Разделы    → Воспитание

В любой семье, где подрастает школьник, встает вопрос - тотально контролировать процесс выполнения ребенком домашнего задания или позволить чаду справиться самому. Предоставляя свободу действия, родители, во-первых, способствуют развитию у ребенка чувства ответственности, формируют у маленького человека понятие того, что у него нет права бездельничать, что его учеба – это все равно, что для взрослых работа. Во-вторых, таким образом, они демонстрируют свое доверие к малышу, если всякий раз требовать от ребенка, чтобы он показал тетрадь с выполненной домашней работой, ему будет трудно понять, доверяет ли ему мама или папа. В-третьих, ребенок сам учится справляться с поставленной задачей. Нет таких идеальных родителей, которые, видя, как малышу нелегко дается какой-то пример, смогут удержаться от того чтобы не подсказать ему решение. Но в то же время наше участие мешает ребенку ощутить заслуженную гордость от того, что он сам сумел справиться с трудным заданием. В случае если родители постоянно стоят «над душой» и контролируют ребенка, делающего уроки, они, таким образом, способствуют развитию у малыша чувства неполноценности.

Многие взрослые уверены в том, что если не переживать за то, как ребенок подготовился к очередному школьному дню, то его успеваемость снизится, он расслабится и обязательно в его дневнике появятся плохие оценки. Да и многие взрослые просто не справятся с теми задачками и упражнениями, которые сегодня выполняют наши дети. Часто вмешательство родителей в процесс подготовки домашнего задания превращается в очень вредную практику и вот почему. Во-первых, это не повлияет на успехи ребенка в будущем. Скорее всего, если вы будете делать за него задачки, он принесет достойные оценки. Но стоит вам перестать уделять этому вопросу внимание, вопреки всем ожиданиям успехи вашего ребенка не улучшатся и могут даже снизиться ниже прежнего уровня. Мамина помощь не принесет никакого положительного эффекта, так как она не создает никаких условий для формирования у ребенка новых знаний, а только препятствует развитию исследовательского интереса. На это влияют разные факторы. Прежде всего, большинство из родителей сами плохо знают материал, соответственно их ошибки запоминает и ребенок. Кроме того, у ребенка пропадает мотивация к обучению в целом. Ему нет смысла узнавать что-то самому, ведь вечером мама обязательно придумает, как осилить очередное задание. Проще вообще ничего не делать. Получается, что нерешенные вашим ребенком примеры, непрочитанные книги, невыполненные задания становятся и вашей проблемой тоже. И на бессознательном уровне ребенок будет относиться к этому процессу именно с такой установкой. Не надейтесь, что, повзрослев, ребенок, не приученный к самостоятельности, сможет сам совершать какие-то важные поступки. Ему будет намного сложнее, чем тому, кто с детства воспитывал в себе самоорганизованность и приучался нести ответственность за свою работу. Что касается вопроса контроля – пока родители настаивают на том, что они должны проверять тетрадки с выполненным заданием, ребенок не сможет почувствовать то, что этот вопрос, прежде всего, является главным для него самого. Не требуйте от ребенка, чтобы он пересказал вам главу учебника по истории и не демонстрируйте свою власть (пока не сделаешь уроки, гулять не пойдешь!). Даже если ребенок говорит вам о том, что он не станет сильно расстраиваться из-за плохих оценок, никто не хочет, чтобы его считали неудачником.

Что делать родителям?

Родителям достаточно просто уменьшить свой натиск и предоставить ребенку больше свободы, спустя время он и сам откроет нужную книгу и сядет решать трудный пример по математике.

Итак, возможную родительскую помощь с домашним заданием можно объединить в три категории. Первая - прямое вмешательство, в это варианте мама сидит рядом, старается подсказать и даже решить за малыша все задачи. Вторая - автономная поддержка, когда взрослый объясняет какой-то пример и управляет процессом работы. И третья – отсутствие всякого контроля и проверок со стороны родителей.

По причине того, что сами родители сильно переживают за плохую успеваемость ребенка они и стремятся оказать ему директивную помощь. Отсюда формируется и определенная манера поведения малыша, ведь боязнь допустить ошибку, выглядеть нелепо способствует тому, что он может потерять уверенность в себе. Но ведь жизнь без этого невозможна. Просто надо научиться бороться с неудачами и двигаться дальше.

Все о чем говорилось выше, вовсе не означает, родители не должны помогать своему ребенку в выполнении домашнего задания. Конечно, если мама и папа хотят, чтобы их ребенок был трудолюбивым, жесткий контроль нужен, ведь у ребенка не будет возможности расслабиться, он будет знать, что если он отнесется к своему делу «абы как», его заставят все переделывать, а это способствует воспитанию трудолюбия. Кроме того, контроль является показателем того, что ребенок не одинок, о нем беспокоятся и в трудной ситуации всегда помогут. Маленькому школьнику очень важно именно чувство опоры и защищенности.

Нам взрослым надо бросаться «спасать ученика» от сложного уравнения или сочинения только если ребенок совсем не сумел разобраться с заданием. Достаточно просто вовремя подключиться и предложить способ решения, но ни в коем случае не делать уроки за ребенка. Обратиться к маме за помощью ребенок может, если об этом сказал сам преподаватель.

В любом случае взрослым постепенно лучше выйти из процесса помощи и заверить ребенка, что он способный и вполне справится со всеми заданиями сам. Поощряйте ребенка думать самостоятельно. Позвольте ему самому находить решение примеров, даже если он получит тройки или двойки, он в любом случае научится отвечать за то, что он делает, и ему не будет так важна чья-то сторонняя помощь.

Родители всегда могут способствовать активному формированию заинтересованности своего ребенка к обучению, и для этого вовсе необязательно вечерами стоять у него над душой, достаточно проводить с ним вместе время и не отказывать в элементарных детских радостях. Надо ходить в кино, музеи, разговаривать на разные темы, делиться впечатлениями о чем-то увиденном, поощрять его стремление к самостоятельным действиям, поддерживать и не осуждать за неудачи.

Марина Романова

=Материал опубликован 14.12.2015