Дополнительное образование – новые возможности

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

6 ноября в Сургуте состоялась первая педагогическая конференция работников дополнительного образования «Дополнительное образование: новое содержание, новые возможности». Инициатором проведения межотраслевой конференции выступил департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города. В конференции приняли участие около 500 руководителей и педагогов, учреждений, подведомственных департаменту культуры, молодежной политики и спорта и департаменту образования, а также представители Администрации и Думы города, гости окружных департаментов культуры, физической культуры и спорта, колледжа-интерната «Центр искусств для одаренных детей Севера».

Одаренные дети – это национальное достояние

Участников педагогической конференции приветствовали одаренные дети Сургута, защитившие на мировом и российском уровне высокое качество дополнительного образование города. На пленарном заседании были представлены доклады, посвященные новому содержанию и новым возможностям дополнительного образования города, а также имеющимся проблемам в этой сфере. С докладами выступили Галина Грищенкова, директор департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города, Татьяна Османкина, директор департамента образования Администрации города, Лариса Яруллина, директор Сургутского музыкального колледжа, Вера Повзун, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Сургутского государственного университета.

Высокими наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, Губернатора ХМАО – Югры, директора Департамента культуры ХМАО – Югры, председателя Думы города, Главы города и Администрации города были отмечены 14 обучающихся и педагогов.

«Одаренные дети – это национальное достояние России. Для новых поколений сургутян необходимо формировать новое качество инфраструктуры детства в городе. Полагаем, что конференция позволит оценить пройденный путь, а также результаты и потенциал сферы дополнительного образования в нашем городе, – отметила в своем докладе Галина Грищенкова. – Мы посчитали необходимым актуализировать значимость сферы дополнительного образования, историю ее становления от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования в Сургуте. У истоков детских школ искусств стояли А.С. Знаменский, П.И. Кучков; спортивных школ города – Г.А. Курганов».

Как управлять современным учреждением, как интегрируются традиции и инновации в процессе обучения, какие перспективы сотрудничества дополнительного, среднего и высшего профессионального образования в Сургуте – эти актуальные вопросы вызвали жаркую дискуссию на площадках конференции.

Руководителями секций стали представители высшей школы: Вера Повзун, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики СурГУ, Ирина Охрименко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры СурГУ, Наталья Нацаренус, кандидат педагогических наук, проректор по воспитательной работе и молодежной политике СурГПУ. Участники конференции обменялись ценным опытом, приобретённым за время многолетней практической деятельности.

За последние 5 лет система дополнительного образования сфер спорта и культуры обогатилась новой управленческой и педагогической практикой, приобрела качественно новые характеристики и возможности.

Так, с 1 сентября 2012 года в детских школах искусств города реализуются 9 дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального, театрального, хореографического и изобразительного искусств. Среди основных задач данных программ – выявление одарённых детей в раннем детском возрасте и их подготовка к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств. Контингент учащихся по данным программам в 2015-2016 учебном году составил 65 % от общего числа учащихся.

С 1 сентября 2015 года во всех детских школах искусств введены дополнительные общеразвивающие программы, в том числе на платной основе, направленные на эстетическое воспитание граждан и привлечение детей к художественному образованию.

Дополнительное образование в сфере культуры и спорта очень востребовано, в среднем? конкурс на поступление в 1-й класс детских школ искусств ежегодно составляет 2 человека на место.

Для обеспечения большей доступности услуг и выполнения социального норматива доля детей, обучающихся в детских школах искусств, должна составлять 12 %. Таким образом, в 2016 году уже требуется строительство не менее четырех муниципальных детских школ искусств вместимостью 500 обучающихся. Ввод в 2015 году в эксплуатацию нового здания в микрорайоне ПИКС хореографической школы позволил увеличить контингент обучающихся на 77 человек. В этом же году начато строительство детской школы искусств на 400 мест.

С сентября 2015 года в учреждениях спортивной подготовки осуществлен переход на реализацию дополнительных общеразвивающих программ, а также дополнительных предпрофессиональных программ. С 1 января 2016 планируется внедрение программ спортивной подготовки по видам спорта. Доля детей, обучающихся в спортивных школах, должна составлять 20% от общей численности детей 6-15 лет. В 2014 году в Сургуте показатель охвата детей немного превышал социальный норматив – 20,42%, но при этом сохранилась потребность строительства спортивных школ, спортивных объектов, поскольку сегодня для осуществления тренировочного процесса не хватает помещений.

Ни один социальный норматив и показатель не заменит роли учителя, его умения, знания и, как сегодня говорят, компетенции в раскрытии таланта ребенка. Кадровый потенциал педагогических работников достаточно высок: 66% тренеров-преподавателей, 75% преподавателей детских школ искусств аттестованы на первую и высшую квалификационные категории.

Новое направление инвестиций и экономики

– Нужно эффективно использовать имеющиеся в городе ресурсы и колоссальный потенциал наших учреждений дополнительного образования, – сказала Наталья Нацаренус, кандидат педагогических наук, проректор по воспитательной работе и молодежной политике СурГПУ. – От объединения всех ресурсов и возможностей зависит, как мы совместно с учреждениями дополнительного образования будем реализовывать интересы детей разных возрастов. И речь даже не о материально-технической базе. Требуется разработка таких методик, внедрение которых позволило бы сориентировать детей на высокие достижения, на применение полученных навыков во взрослой жизни. Зачастую дети просто не понимают, что им делать со всем этим багажом. Нужно ориентировать их на то, что они могут сделать свое увлечение делом всей жизни.

– Сегодня мы первый раз сказали вслух, что дополнительное образование является не приложением к общему, а самостоятельным предпрофильным образованием, дающим детям дорогу в жизнь, – поделилась Ирина Охрименко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры СурГУ. – Это возможность для ребенка выбрать занятие по душе.

Помимо представителей учреждений культуры, спорта в конференции участвовали и партнеры: Сургутский музыкальнодраматический театр, Сургутский музыкальный колледж, Сургутская филармония, представители школ, гимназий города.

Яков Черняк, директор МАУ «Сургутская филармония», подчеркнул, что изменение качества жизни у нового поколения может произойти только в том случае, если им будет привит вкус к огромному культурному кладезю человеческого наследия. Чем больше людей будет приобщаться к этой сокровищнице, тем ярче и глубже станет их жизнь. «Если будет больше учреждений допобразования, то будет больше педагогов, городской интеллигенции, – выразил уверенность Яков Семенович. – На сегодняшней конференции заложен фундамент новой традиции обсуждения педагогическим профессиональным сообществом актуальных преобразований и задач в сфере дополнительного образования».

Участники конференции разделили точку зрения, высказанную в докладе Галины Грищенковой, о том, что дополнительное образование XXI века направлено на формирование интеллектуальной и творческой элиты. Нужна консолидация усилий в поиске и поддержке талантливых и одаренных детей во всех направлениях дополнительного образования.

В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполнится 100 лет. Россия – первая в мире страна, где это направление воспитания и обучения выросло в систему центров, домов детского творчества, детско-юношеских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов, кружков и секций в общеобразовательных школах. Миллионам детей, подростков дополнительное образование помогло раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги к будущей профессии.

Сегодня отрасль дополнительного образования – это отрасль инвестиций и новый сектор экономики. Развитие государственного-частного и муниципальночастного партнерства позволит включить негосударственные учреждения в процесс дополнительного образования и сделать муниципальные услуги конкурентоспособными, а значит, содержательная часть претерпит обновление в вопросе качества предоставляемых услуг.

Согласно принятой резолюции, отраслевое сообщество совместно с департаментом культуры, молодежной политики и спорта намерено направлять усилия в совершенствовании не только нормативной-правовой, но и организационно-методической системы с привлечением представителей научного и педагогического сообщества.

С 2012 года в детских школах искусств внедрено, а с 2016 года и в спортивных школах будет внедряться обучение по предпрофессиональным и общеразвивающим программам. Введение предпрофессиональной подготовки позволяет получить образование по трехступенчатой схеме – по окончании учреждения дополнительного образования можно продолжить обучение в учреждениях среднего, а затем и высшего профессионального образования.

Участники конференции отметили, что на современном этапе развития дополнительного образования чрезвычайно важно совершенствовать технологии обучения, создавать интерактивные программы, которые позволили бы использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения и безграничные возможности современных технологий.

Дарья МИХАЙЛОВА

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№46 (726) от 21 ноября 2015г.

=Материал опубликован 21.11.2015