Школа на улице Макаренко

Сургут • Разделы    → Воспитание

На прошлой неделе из Сургутской спецшколы закрытого типа совершили побег 13 воспитанников. На момент написания статьи пятерых из них уже вернули, а восемь подростков оставались в бегах. Это не первый подобный случай. Только в прошлом году было совершено четыре самовольных ухода из спецшколы и попытка организовать беспорядки, для усмирения которых пришлось привлекать полицию.

6 октября на территории спецшколы работала территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием представителей Департамента образования и молодежной политики округа, УМВД, Администрации Сургута, надзорных ведомств. По окончании заседания комиссии мы попросили рассказать об его итогах и о самом происшествии заместителя директора Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры Антона ТИМКИНА и директора специального учебно-воспитательного учреждения №2 Валентину ГРЕЧАНУЮ.

Не хочешь – научим

Специальная общеобразовательная школа закрытого типа работает в Сургуте с 2001 года. Это учреждение не является пенитенциарным, т.е. уголовно-исполнительным, спецшкола находится в ведении окружного Департамента образования и молодежной политики. Это образовательная организация закрытого типа, поэтому выход за ее пределы воспитанникам запрещен, а на территории школы действует жесткий внутренний распорядок. Школа расположена за городской чертой, на улице, носящей имя знаменитого советского педагога и писателя А. Макаренко. Попадают в это учебное заведение по решению суда за серьезные правонарушения дети от 11 до 18 лет. Это подростки, на которых уже не могут найти управу ни родители, ни школа. На счету некоторых воспитанников – по несколько преступлений. Но поскольку уголовная ответственность за нетяжкие преступления у нас в стране наступает с 16 лет, то единственным способом наказания за уголовные правонарушения остается помещение несовершеннолетнего гражданина в специализированную школу-интернат закрытого типа.

Побег

Как рассказала директор спецшколы Валентина Гречаная, побег, или как мягко выражаются сотрудники, уход из школы детей, вероятно, не был спонтанным или обусловленным какими-то притеснениями. – Разбили стекло в коридоре, по пожарному выходу спустились вниз и через окно вышли на территорию. Выход за периметр произошел через КПП №2. Служба охраны преградила путь по периметру. Группа детей разделилась: часть старших ребят пошла в обход образовательного учреждения, подошла к КПП №2, где сотрудник службы охраны воспрепятствовал им. Воспитанники применили к нему некоторые действия и самовольно прошли через КПП.

Был ли побег спланирован, кто был инициатором?

– Основными организаторами были старшие воспитанники, они подбивали к побегу остальных. Но многие дети второй ступени не пошли, кто-то спрятался или остался на месте. Из старшего отряда также не все захотели покидать учреждение. Дети сами смогли проанализировать ситуацию и решили, что им это не нужно. Сейчас они тоже находятся в беспокойном состоянии, не зная, что с ними будет. Но мы ведем образовательный процесс без всяких сбоев.

Какова психологическая обстановка в учреждении?

– Психологическая обстановка в образовательном учреждении стабильная, – ответила Валентина Гречаная. – Мы работаем строго по распорядку дня, никаких изменений нет. Все соблюдается, как и раньше, для тех детей, которые не покинули образовательное учреждение.

Вы налаживаете контакт с родителями сбежавших? Есть предположения, где они могут быть?

– Родители детей, которые находятся в самовольном уходе, уведомлены. Также поставлено в известность УВД на территориях, где прописаны дети. Мне звонили несколько родителей из Пойковского, Нижневартовска, они интересовались, где находятся дети. Воспитанники, которые остались на территории образовательного учреждения, вчера звонили своим родителям, чтобы они не беспокоились.

Почему было принято решение провести экстренное совещание, и какие основные вопросы были обсуждены на нем?

– Сегодняшнее заседание связано с массовым уходом воспитанников, – ответил заместитель директора Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры Антон Тимкин. – Это внештатная ситуация, которая должна быть изучена, необходимо выявить причины. В настоящее время здесь работают представители Департамента образования и молодежной политики округа, идут внутренние проверки, проводятся индивидуальные беседы как с воспитанниками (в том числе с теми, которых уже вернули), так и работниками этого учреждения. На комиссии мы заслушали ход расследования. К этой ситуации у нас очень большое внимание общественности, поступило много звонков, обращений.

Понесут ли воспитанники, нарушившие режим и повредившие имущество школы, наказание, и в какой форме?

– У нас в законодательстве предусмотрена административная ответственность и за насильственные действия, и за порчу имущества, в том числе и родителей, которые не лишены родительских прав, чьи дети находятся здесь по решению суда. То, что касается самих ребят, то на период их нахождения в самовольном уходе будут увеличены сроки их пребывания здесь. Плюс есть внутренняя система выговоров.

Инициаторы этого побега уже сбегали ранее?

– Да, для тех, кто явился инициатором, это уже не первый побег, есть у них и другие нарушения дисциплины. Совместно с прокуратурой мы подготовим пакет документов о пересмотре решения суда в сторону ужесточения наказания для них.

В чем главная проблема этой школы?

– Здесь находится группа старших подростков, – ответил Антон Тимкин, – за плечами у которых немало эпизодов уголовных дел. Общественность сегодня обеспокоена безопасностью тех, кто попал в школу закрытого типа за относительно небольшие правонарушения и находится здесь с ребятами старше 15-16 лет, ведь это уже сформированные личности, которых перевоспитать очень трудно. У некоторых воспитанников более 20 уголовных дел, по большому набору уголовных статей. Мы анализировали практику подобных школ в других субъектах РФ. Такие ситуации, как массовые побеги, происходят везде. Мы понимаем, что туда попадают вполне сформированные личности, уже не только преступившие закон, но и впитавшие в себя «ценности» подобного поведения.

Сегодня в прессе, в том числе от представителей организаций, работающих с детьми, и от общественности, звучат призывы о закрытии школы. Какова ее дальнейшая судьба?

– На окружную комиссию по делам несовершеннолетних, которая пройдет в расширенном составе 30 октября, мы пригласим всех заинтересованных представителей общественных организаций, дадим им возможность высказаться. И вместе с экспертным сообществом обсудим дальнейшее будущее этой организации.

Насколько рационально для бюджета округа содержать такое учреждение, где всего 26 воспитанников? Может быть, имеет смысл распределить их в исправительные учреждения?

– Это одно из предложений, которое высказывают эксперты. Действительно, сегодня в учреждении занята только четверть койко-мест. Численность персонала кратно превышает количество воспитанников. Но в то же время нас беспокоит дальнейшая судьба этих ребят. Им необходима социализация. Один из вариантов – отправить их в профессиональную образовательную организацию, где они будут не просто в специальном учреждении находиться, но и получать при этом рабочую профессию.

В связи с чем такая неукомплектованность школы? У нас меньше стало малолетних преступников?

– За историю учреждения здесь находилось разное количество воспитанников. Попадают сюда по решению суда, и искусственно увеличивать численность воспитанников мы не можем. Но если обратиться к статистике по преступности несовершеннолетних, она сокращается.

Что предлагает общественность

Изучив обсуждение этой проблемы в прессе и соцсетях, условно можно выделить две позиции общественности и специалистов. Первую можно обозначить: «они же дети». Ее приверженцы считают, что порядки в спецшколе слишком жесткие, забор и строгий распорядок не помогает, а наоборот, мешает воспитанникам социализироваться.

Но есть и другая, достаточно распространенная, точка зрения. Ее сторонники уверены в том, что для предотвращения рецидива наказание за правонарушение, во-первых, обязательно должно быть, а во-вторых, быть достаточно ощутимым, по принципу из фильма «Джентльмены удачи»: «украл – выпил – в тюрьму». Высказываются мнения, что несовершеннолетних за правонарушения надо направлять не в спецшколы общеобразовательного типа, где слишком льготные условия, а сразу сажать в колонию. Что же объединяет эти две позиции? И первые, и вторые считают, что спецшколу нужно закрыть. Первые – по причине излишней жесткости режима в школе, а вторые – по причине его излишней мягкости. Нельзя не отметить и экономическую сторону вопроса. Содержание одного воспитанника спецшколы обходится бюджету округа в разы дороже, чем обучение одного ученика даже в самой хорошей общеобразовательной школе.

Мнение специалистов

Мы попросили высказать свое мнение о спецшколе начальника отдела по организации работы территориальной комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав Наталью Таневу.

– Эта школа функционирует с 2001 года, – ответила Наталья Юрьевна. – За все это время из Сургута мы туда отправили более 60 человек. Большинство детей второй раз туда уже не попадает. Но есть и такие, кто по несколько раз направлялся в спецшколу. Мы и раньше, еще до открытия этой школы, принимали решение направлять детей в спецучреждения, но они были на территории других субъектов Российской Федерации.

То есть, если наша спецшкола будет закрыта, это не избавит малолетних правонарушителей от подобной участи? Они просто будут направляться в другие регионы?

– Вероятно, да.

А на какой срок дети могут попадать в спецшколу?

– На срок не более 3 лет .

Как вы считаете, нужна ли такая школа в округе?

– Я считаю, что такая школа нужна. Это одна из мер, которые можно применить к несовершеннолетнему за систематическое совершение общественно-опасных деяний. Но необходимо отрегулировать систему так, чтобы дети оттуда не сбегали. При этом надо учесть, что в подростковом возрасте какое-то ограничение свободы передвижения очень тяжело переносится. Даже из дома дети иногда убегают без видимых причин. Ничего особенно сурового в этой школе нет. Бытовые условия там хорошие, питание нормальное. Дети там получают образование, готовят уроки, сдают ЕГЭ, причем одновременно со своими сверстниками, без отставания. А находясь вне этой школы, многие из них вообще учебные заведения не посещают.

А вот члены общественной палаты ХМАО предлагают закрыть спецшколу. Как заявила председатель наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Ирина Максимова в интервью Ugra-news: «…Это уже не первый побег. Лекарства не помогли, нужно делать операцию. Ребята не первый раз бегут, наказания за это нет, у них появляется чувство безнаказанности, вседозволенности, – пояснила Максимова. – Есть альтернативные методы воспитания и воздействия: подростков, на счету которых серьезные преступления, можно отправлять в спецколледжи, спецучилища, спецприемники, там они смогут получить профессию, а работать с ними будут только мужчины».

Стало известно, что ситуацией с побегом воспитанников из сургутской спецшколы закрытого типа заинтересовался Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Павел Астахов. Он высказал предложение провести всероссийское совещание по этой проблеме, поскольку ситуации, подобные сургутской, в последнее время становятся повсеместными.

Р.S. Подводя некоторый итог, можно сделать вывод, что у этой проблемы вряд ли есть простое решение, потому что главный вопрос не в том, что делать со спецшколой, а в том, что делать с малолетними правонарушителями, которые физически и психологически уже вполне «доросли» до совершения преступлений, в том числе тяжких, но по возрасту не подлежат уголовной ответственности.

Кстати, из колонии Макаренко воспитанники также сбегали, и иногда массово. Уж такая это публика.

Андрей АНТРОПОВ

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№40(720)от 17 октября 2015г.

=Материал опубликован 16.10.2015