Доброту надо воспитывать

Сургут • Разделы    → Воспитание

Перефразировав слова знаменитого педагога и публициста В.А.Сухомлинского, можно с уверенностью сказать, что доброту надо воспитывать с детства. Это, пожалуй, самая важная черта характера человека. Печально, что сегодня на вопрос, каким ребенок хотел бы стать, когда вырастет, все чаще звучит ответ - смелым, сильным, бесстрашным, красивым, и очень редко кто называет слово добрым. Между тем доброта обладает нравственной силой. И сегодня каждому из нас по-прежнему хочется, чтобы нам сочувствовали, сопереживали, уделяли внимание. Это неплохо, что наши дети гордятся своими «бойцовскими качествами», но они также не должны стесняться быть добрыми и отзывчивыми.

Поговорим о доброте

Давайте выясним, что значит доброта в жизни человека. Доброту можно отнести к самой главной душевной ценности человека. А среди этических качеств, близких по значению к доброте, называют готовность помочь другому, разделять чьи-либо переживания, чуткость. Благожелательные мысли и поступки делают жизнь светлее, создают благоприятную почву для улучшения взаимоотношений между друзьями и знакомыми. Любой добрый поступок кто-то обязательно заметит, и он всегда будет оценен по достоинству. Человек должен уметь делать приятные неожиданности, удивлять, что-то дарить, проявлять сочувствие, участие и заботу, великодушно и отзывчиво относиться к просьбам.

В горестный момент людям часто требуется именно сочувствие и доброта. Проявляя искренние чувства по отношению к кому-то или чему-то, человек может раскрыть все скрытые моральные возможности и красоту души. В процессе развития личности доброте отводится очень большое значение. Но приводить определенные доводы и воспитывать доброту в ребенке следует с учетом его знаний и суждений касательно этого вопроса.

Как воспитать в ребенке доброту?

С малых лет малыш учится приспосабливаться к окружающему его обществу. Нахождение в социуме отрицает одиночество, замкнутость, изолированность, обособленность. То есть ребенку придется взаимодействовать со сверстниками. Наблюдая за общением детей на детской площадке, в детском садике многие взрослые наверняка замечали, что в процессе общения воспитателю достаточно просто попросить о чем-то ребенка, и он с радостью реагирует и спешит помочь. А вот к просьбе своего сверстника ребенок зачастую остается равнодушным. Скажем, все дети играли вместе и не убрали игрушки, стоит сказать одному из них: «собери разбросанные игрушки» и тут же звучит ответ: «это не я играл с этими машинками», «тот, кто играл, пусть и убирает сам». У детей еще нет навыка сопереживания, они не умеют совершать бескорыстные, добрые поступки по собственной воле.

Родители учат сына или дочь делиться и помогать другим. Ребенку нелегко это понять, почему собственно он должен, скажем, отдавать свою конфету или игрушку. И в этом есть доля правды. Задача мамы и папы – объяснить малышу, что значит быть добрым. За добрый поступок надо получать что-то взамен и это будут слова благодарности: очень приятно, спасибо. Вот за такие слова и конфетки не жалко. Доброе слово вызывает доверие, особенно если оно сказано четко, размеренно, с определенными положительными эмоциями. Ребенок должен «тренироваться» делиться с друзьями своими игрушками. И это будет первой ступенью к доброте, поделится он – поделятся и с ним. В помощь родителям можно посоветовать использовать пример персонажей из детских книжек, мультфильмов, сказок. Дети любят вживаться в образы положительных героев. Ребенок-дошкольник уже имеет определенную точку зрения относительно того, что такое доброта. Он часто описывает это понятие словами «сердечность», «хорошо», «ласка», «отзывчивость». То есть ребенок отмечает эту особенность характера, и у него появляется желание общаться с добрыми людьми.

К сожалению, поступки наших детей не всегда бывают хорошими. С малых лет сыну или дочери надо объяснять, что поднять настроение себе и окружающим, сделать мир лучше можно, только если человек регулярно будет делать добрые дела. Причем речь идет не обязательно о каких-то глобальных акциях дарения добра. Положительную окраску будням приносят вроде бы незаметные мелочи: малыш должен соблюдать простые правила вежливости, не обманывать других, не нарушать обещаний, не присваивать и не брать без разрешения чужих вещей, примирить ссорящихся, отвечать за свои поступки, помочь нуждающемуся, не произносить плохих слов.

Личный пример родителей и педагогов становится главным звеном в этом процессе. Доброта – это не обязательно всепрощение и кротость. По-настоящему стать добрым можно лишь изжив зло, то есть добро надо любить, а зло ненавидеть. Воспитание малыша на основе активной борьбы со злом даст нужный результат. Доброта является признаком не слабого, а сильного человека. Приоритетные человеческие ценности воспитываются в семье.

У ребенка очень хорошая память, он усваивает и фиксирует все, что увидит и услышит. Важно учить малыша тонко воспринимать природу, бережно к ней относиться, восторгаться ее красотой. Постарайтесь, чтобы восприятие и наблюдение за окружающим миром вызывало интерес, побуждало стремление к знаниям и расширению кругозора. Наблюдайте вместе с малышом за радугой, цветами, птицами, каплями росы, березами, желтыми листьями… Покормите птиц, можно рассказать крохе, как тяжко им найти еду и как они будут благодарны людям за то, что сейчас вы дали им семечки или хлеб. Таким образом создаются благоприятные условия для формирования не только высокой эстетической, но и духовной культуры.

Развитие личности, как правило, подразумевает потребление. Но ребенок должен знать, что надо не только брать, но и возвращать. Не будьте назойливыми в процессе воспитания, прежде всего, познакомьте малыша с тем, какие чувства испытывает человек, которого обидели, опишите словами его душевное состояние. Малыш должен понять, что в такой ситуации обязательно надо помочь человеку, пожалеть, успокоить.

Трех - пятилетний ребенок очень отзывчив, он остро реагирует на переживания других: радуется, плачет вместе с ними. Не упустите это время активного формирования чувств: любви, нежности, сострадания.

Первые уроки доброты ребенку дают родители. Посмотрите крохе в глаза, разговаривайте с ним на равных, убедите его в том, что он может доверять вам.

Дети подражают нам взрослым, поступают по нашему образцу. Малыш должен чаще видеть маму спокойной, ласковой, улыбающейся, а ее
глаз пусть светятся любовью. Ребенок с детства тянется к добру, как подсолнух к солнцу. Прекрасно, если члены семьи и окружающие подарят его ребенку. Приучите чадо к выполнению постоянных обязанностей (только не заставляйте). Он должен сам захотеть что-то сделать по дому, о ком-то позаботиться. Это повысит его семейный статус и вызовет уважение окружающих. Заведите домашнего питомца, пусть малыш следит за ним, кормит, меняет водичку, выгуливает. Замечательно, если ребенок, например, сам предложит свою помощь в уходе за цветами.

Учите ребенка тому, чтобы он проявлял заботу о членах семьи. Пусть привыкает помогать родителям, бабушке, дедушке. Даже если у него что-то не получиться, не надо браниться, главное чтобы дело, за которое он взялся, доставляло радость. Доброте невозможно научиться за одни сутки, поэтому следует набраться терпения, со временем малыш возьмет за правило поддерживать близких. Он почувствует, как приятно кого-то опекать.

Кстати, по мнению психологов, эгоисты, то есть те люди, которые любят только самих себя, тяжелее переносят неожиданные беды. Они «ломаются» под гнетом обстоятельств, впадают в уныние, так как, сосредоточившись только на свое персоне, не способны найти утешение ни в чем другом. Чёрствое сердце отпугивают людей, доброе – притягивает словно магнит. Добро не приемлет притворства и лицемерия, поэтому рядом с добрым человеком всегда будут хорошие и надежные друзья.

Марина Романова

=Материал опубликован 19.09.2015