Гаджет для ребенка: друг или враг?

Сургут • Разделы    → Воспитание

У каждого времени свои игры, когда-то это были телевизоры, первые приставки, тетрис. Родители нынешнего поколения могут причислить себя к цифровым мигрантам, которые плавно переместились из прошлого века в сегодняшний век высоких технологий. Поразмышляем на эту тему.

Сегодняшний ребенок окружен множеством электронных устройств, ставших жизненно необходимыми в нашем мире, и он должен уметь разбираться в них. Мобильная техника – неотъемлемая часть нашего с вами существования, потому уже маленького ребенка можно начинать обучать навыкам работы с ней. Задача родителей – обеспечить доступность к технике и использовать ее по назначению.

Ошибки родителей

Чтобы технические новшества не принесли вред, не стоит приобретать их лишь с целью отвлечь малыша, ведь достаточно дать ему планшет или телефон, и он уже не орет, не пристает к маме, и она спокойно занимается своими делами. Получается, что родители, не придумав чем заниматься со своим ребенком, прибегают к помощи цифровых изобретений, и как бы откупаются от него. Но это часто приводит к потере такого навыка, как организация своего времени. Кроме того, разрушается система нормальной коммуникации.

Чем опасно использование гаджетов?

Отметим и влияние «электронных друзей» на детскую память. Еще в раннем возрасте ребенок имеет доступ практически к любой информации, что, в свою очередь, влияет на механизмы ее запоминания, сохранения и воспроизведения. «Неглубокая» и «короткая» память формируется в результате того, что ребенок скорее усваивает не сами знания, а тот способ, который помогает их найти.

Не забывайте и о том, что электроника ограничивает получение ребенком разнообразных сенсорных сигналов, обуславливающих его связь с окружающей действительностью. Увлечение очередным девайсом притупляет восприятие. Зачастую малыш не слышит и не видит, что происходит вокруг него. Часто получается так, что мама будет к нему обращаться с какой-то просьбой, а он просто ее не услышит, в прямом смысле этого слова. Возникает и боязнь прикосновений. Все- таки у человека должен уметь воспринимать свою физическую сущность, а среди основных элементов ее формирования большую роль играют ощущения (мы слышим, чувствуем запахи, реагируем на приближение другого человека, контролируем возможности своего тела).

Теперь кратко о «клиповом мышлении», построенном не на логике, а на визуальных образах. Мозаика, разрозненные, мало связанные между собой факты, осколки информации – таково становится видение окружающей действительности нашими детьми. На это влияет неограниченный информационный поток, предполагающий обработку информации короткими порциями. В этом случае можно говорить о некой защитной реакции, ясно одно – ребенок теряет способность мыслить последовательно.

Еще один неприятный момент заключается в том, что проводя время за компьютером, ребенок мало двигается. Получается, что технические новшества ставят под угрозу гармоничное и правильное развитие личности. Добавим, что страдают также все системы организма, нарушается работа головного мозга.

По мнению психологов, в результате неразумного применения электроники мозг человека свыкается с потоком информации извне, отключая воображение. Порой сами родители создают эту ситуацию, то есть ребенок становится зависимым от гаджетов. А психологическое общение родителей и ребенка предполагает совсем другое - крайне важно, если мама обнимет малыша и почитает ему интересную книжку. Достаточно выделить для этого хотя бы два часа в день. Важно не защищать малыша от электроники, а правильно ее использовать, с учетом возрастных изменений пользователя. Ребенка тянет к таким вещам, и в этом нет ничего страшного.

Польза технического прогресса

Конечно, правы те взрослые, которые утверждают, что главное, чтобы ребенок хорошо питался и бывал на свежем воздухе. Но период поголовной компьютеризации предполагает определенную подготовку, иначе человек останется не подготовленным к этой жизни. Компьютер – это и няня, и источник знаний, он эмоционально заменят ребенку много работающих родителей. Поэтому ребенка надо готовить, обучать, но при этом искать разумный компромисс между виртуальным миром и действительностью. Кроме того, при современной жизни даже младшие школьники выполняют на компьютере определенную работу. Центральное место в списке самых необходимых покупок к школе сегодня занимают и ноутбук, и принтер. Они становятся основным инструментом учебы.

Влияние компьютерных игр на психику

Этот вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. О компьютерных играх все родители в основном отзываются негативно. В процессе игры забываются многие проблемы, она затягивает и заставляет «вживаться» в персонажей. Но не все так мрачно, если мама и папа сами выберут интересную игровую программу (допустим ту, которая знакомит с цифрами, буквами, формами).

Просто, прежде чем малыш сядет за компьютер, взрослым лучше изучить характер и продолжительность игры, понять ее полезность. Сделайте современную технику практичной, и она поможет вам справиться с определенными задачами и облегчит нам жизнь. Например, используйте гаджеты с пользой в качестве полноценной творческой студии (для совместных занятий). Ребенок увлечен стуком клавиш – на сайте с раскрасками подберите вместе с ним любую картинку, пусть малыш сам нажмет клавишу вывода на печать и после разукрасит ее при помощи ярких красок, карандашей, мелков. Будущим архитекторам понравятся сборные картонные модели, а маленькие музыканты будут в восторге от распечатанного нотного стана.

В увлечении ребенка компьютерными играми есть и свои плюсы. Выполнение одинаковых действий, изучение различных уровней игры, волевая регуляция - все это напоминает эффективный тренинг, способствующий воспитанию определенных качеств будущих бизнесменов.

Таким образом, игроман настойчив и последователен в своих действиях, у него повышается скорость мышления, визуальное внимание, вырабатывается стремление к целесообразному риску, он настроен на победу, он учится работать в команде. Поэтому не стоит делать поспешные выводы, беря во внимание лишь одну сторону какого-то явления или вещи.

Наших детей можно назвать цифровыми аборигенами, окруженными с рождения различными приборами. В этой среде дети растут и развиваются. Особенности развития предполагают иное отношение к жизни. Сегодняшний ребенок умеет то, чего не умеют его родители. Он может синхронно готовить домашнюю работу, общаться в чате, слушать музыку, жевать бутерброд и разговаривать с назойливой мамой. Он сразу продуктивно выполняет несколько дел и стремится все успеть. Нашим детям приходится приспосабливаться к этому темпу жизни. Ясно одно – ребенка надо воспитывать и уделять ему внимание, стать его союзником, интересоваться его делами, больше общаться.

Марина Романова

=Материал опубликован 07.09.2015