Удобные родительские запреты

Сургут • Разделы    → Воспитание

Процесс воспитания не обходится без определенных требований и запретов, которые являются важным компонентом развития личности. В требованиях отражаются позитивные ожидания родителей на желаемые результаты и достижения их ребенка. Запреты помогают определиться с его негативными формами поведения, которые он должен избежать. Трудно сосчитать, сколько раз за день маме приходится произносить слова «нельзя», «не подходи», «не трогай». И как редко она говорит «можно», «разрешаю», «да». Многие мамы срываются на крик, пытаясь успокоить своего неуправляемого малыша. В итоге в процессе общения с ребенком в течение дня запреты составляют большую часть. Вот только маленькому ребенку сложно воспринимать такой мир, который основан на сплошных запретах.

Наказание за непослушание является самой неприятной обязанностью родителей, в этой ситуации не выкрутишься и не притворишься, как бы нам этого не хотелось. Родителям приходится ставить провинившегося сына в угол или лишать непослушную дочь похода в кино, иногда просто несколько дней не разговаривать с ребенком. В любом случае взрослые чувствуют себя каким-то отрицательным персонажем или злодеем. Конечно, избежать подобных ситуаций бывает трудно, хотя если постараться их можно свести к минимуму.

О философии запретов

Маленький человек развивается в соответствии с теми нормами и правилами, которых придерживаются его родители. Он впитывает все невысказанные ими установки. Однако самую важную роль играют не заученная система требований, а конкретные реальные принятые в семье жизненные ценности, их и желательно придерживаться в процессе воспитания. Казалось бы, что в этом такого, если малыш пройдет по луже в резиновых сапогах или раскопает в песочнице ямку? Реакция мамы может быть связана с личными неприятными воспоминаниями или с тем, что она недостаточно осознает настоящее. Заботливая мама, управляя поведением ребенка, знает, где и как использовать средства запрета и разрешения. Ведь должны же существовать какие-то границы возможного. Растущий человек благодаря этому как бы находится в своеобразном «манеже» безопасности, это помогает справиться с различными ситуациями и сохранить здоровье, может быть и жизнь. Однако строго регламентируемые рамки сужают пространство для реализации собственных действий, что тормозит развитие личности. И наоборот, вседозволенность приводит к потере у малыша уверенности в своей безопасности, усилению тревоги и страха. Со стороны родителей часто бывают и неосознанные запрещения, автоматические (по привычке). Методы воспитания переносятся ими из прошлого, так когда-то воспитывали их самих.

Устанавливая запреты, родители таким способом «отыгрывают» на ребенке свои сильные чувства (зависть, гнев, злость). Чаще всего они говорят ребенку следующую фразу: «я в детстве и этого не имела, будь доволен тем, что у тебя есть». Для взрослых – это способ сбросить с себя негативный психологический груз и спровоцировать ребенка бессмысленными запретами. За этим обычно следует справедливое порицание и излитие гнева. Как вариант запреты выполняют чисто профилактическую функцию. Родители слишком тревожатся за малыша, потому запрещают ему все. Кажется, что это отличный способ защитить и обезопасить свое чадо.

Необходимость запретов

Понимание того, что ограничения являются мерой, без которой не обойтись, родителям нужно лишь научиться вести себя последовательно. Нельзя тянуть с запретом до последнего, а потом быстро сдать позиции. В случае нарушения этого принципа ребенок поймет, что можно подождать и найти особый подходящий момент, чтобы добиться от предков своего. Для родителей главное, чтобы ребенок был хорошим, в это слово они вкладывают определенный смысл. В их трактовки это значит - «удобным»: послушным, исполнительным, отчасти пассивным, ответственным в границах тех обязанностей, которые возлагают на него взрослые. В этой концепции есть противоречие, так как период детства отличается развитием важных личностных качеств. К таковым относится самоуважение, способность не поддаваться страху, настойчивость в достижении цели. А получается так, что именно эти качества становятся причиной излишних родительских хлопот и волнений. Мама и папа своими постоянными ограничениями рискуют вырастить безынициативного «исполнителя».

Если ребенок послушный – родителям комфортно, они только отдают указания, и все делается – комната убирается, домашнее задание делается, мусор выносится и так далее. Остается одно "но" – когда малыш вырастит, ему по-прежнему придется ждать указаний, он не будет знать, как ему поступить в той или иной ситуации.

Безгранично веря в родительский авторитет, малыш будет послушно выполнять указания взрослых. Но ребенок должен также уважать старших и учиться вырабатывать свою позицию по отношению к возникающим проблемам. Бывает, что запрет – это просто прихоть родителей, которые не желают заниматься воспитанием малыша.

Нехватка знаний, любознательность и жажда изведать все самому - вот основные условия для нарушения родительских запретов. Заявление мамы, в котором она обязывает маленького ребенка слушаться ее только потому, что это она так сказала, не гарантирует получение нужного результата. Не исключено, что в отсутствие взрослых малыш нарушит запрет и полезет, скажем, к розетке или начнет таскать кота за хвост.

Конечно, маме придется быть мудрой и терпеливой, поскольку потерять доверие ребенка и вызвать всплеск протеста очень легко – достаточно усилить запреты, ограничить свободу, наказать и продемонстрировать свою родительскую власть. Вдобавок ко всему у ребенка затаится обида, и это естественно, а с годами это приведет к сложностям во взаимоотношениях с родителями.

Случается и так, что этим вызывающим, отклоняющимся от привычных для взрослых принципов поведением, ребенок испытывает вашу к нему любовь. Малышу важно понять, сохранится ли родительская любовь, если он вдруг не подготовится к уроку, станет приносить плохие отметки, начнет спорить. Обычно непристойное поведение ребенка становятся причиной семейных скандалов, упреков, наказаний. В такие моменты поможет не крик и ругань, а откровенная и спокойная беседа. Такому сильнодействующему средству как запрет, нужна «особая дозировка», иначе можно создать много проблем, для решения которых понадобиться много времени и сил.

Как сказать "нет", чтобы ребенок послушался?

Разумного послушания можно добиться, если привести малышу конкретные примеры и объяснить, почему ему не разрешают это делать, то есть он должен знать о последствиях при нарушении запрета. Словом «нельзя» мамы пресекают любое движение малыша в «неправильную сторону». Ребенок должен понимать причины запрета, достаточно взять и рассказать ему, что поломанным телефоном пользоваться никто не сможет, а купить новый очень дорого. Коту, как и любому живому существу тоже бывает больно.

Взрослым конечно виднее, вот только жесткие запреты могут вызвать необходимость их переступить. Запретный плод очень привлекателен и желанен. Если родители не разрешают малышу что-то делать и не подкрепляют свое распоряжение никакими доводами, он обязательно нарушит этот запрет. Потому лучше не возбранять, а предлагать альтернативу (скажем, вместо игры за компьютером можно переключиться на подвижную игру с мамой или папой).
Не оставляйте ребенку время на шалости, например, чаще привлекайте его к труду, пусть он подает на кухне те вещи, которые вам понадобятся для приготовления еды. Это поможет малышу почувствовать себя важным членом семьи, и когда понадобиться его помощь, он с радостью откликнется на мамину просьбу.

В процессе становления личности, дети, конечно, заявляют о своих желаниях, потому их необходимо знакомить с определенными правилами. Но родители должны быть последовательны, например, вчера вы разрешили сыну оборвать листочки у фикуса, а сегодня отругали его за это. Прежде всего, родителям следует самим выполнять установленные правила, следовать им и не вводить в замешательство ребенка. Запреты помогают получить представление о том, что можно. Запреты должны быть эффективными, они должны «работать». Важно, чтобы запреты не звучали как просьба, не имели оттенок уговора, а были однозначными, непротиворечивыми, ясными, твердыми.

Марина Романова

=Материал опубликован 17.08.2015