Дмитрий Ливанов рассказал, как теперь будут преподавать литературу в школе

Сургут • Разделы    — Образование и развитие

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов встретился с учителями литературы из разных регионов. В последние годы педагоги бьют тревогу: дети перестали читать, как следствие - плохо пишут, говорят. И даже обязательное сочинение, которое впервые писали все выпускники в этом году, пока не приносит ощутимых результатов. На встрече с министром учителя рассказали, как, по их мнению, теперь надо преподавать этот предмет, чтобы вернуть любовь к книге, и обсудили выпускное сочинение.

- Количество часов на литературу в школе достаточное, - считает министр Дмитрий Ливанов. Он напомнил: в 5, 6, 7, 8 классах на литературу предусмотрено два часа в неделю; в 9,10, 11 классах - по три часа. - Но многие школы сейчас заменяют литературу русским языком, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ. Важен вопрос выбора литературных произведений, методик преподавания. Мы должны развивать внутреннюю мотивацию учеников к овладению правильной речью.

Любая дискуссия о том, что часы на литературу надо увеличить, сталкивается с жестким аргументом: нагрузка регулируется санитарными нормами. Если добавлять часы на литературу, какой предмет урезать? Исключение пока сделано лишь для третьего урока физкультуры, но его учебной нагрузкой в привычном понимании все же сложно назвать.

Наталья Сухая, учитель из Смоленска, признает: в школе сейчас почти нет устной речи, дети уже не могут читать больших текстов."Значит, надо разбивать их на главки, давать частями, причем, самыми яркими. Учитель должен использовать видеоряд. Одним словом, подходы нужно менять", - говорит педагог. Ее коллега из Северной Осетии предложила вернуть устный экзамен.

- В нашей школе педсовет принял решение проводить в 10 классе устный экзамен по литературе, это заставляет учеников читать. В итоге все довольны: и учителя, и родители, и дети, - говорит учитель школы №7 Владикавказа Светлана Панаетова. Она согласна с тем, что школа должна развивать образовательный туризм, музейную педагогику, школьные театры и использовать самые разные способы, чтобы привлечь учеников к чтению. А вот по поводу сочинения мнения у педагогов разошлись.

400 часов в год отводится на литературу по примерному учебному плану

- Давайте признаем честно: у нас в целом низкий уровень образования в школах. Есть такие, где никто и никогда не станет организовывать литературных поездок. Не захотят ни учителя, ни родители, - обратился к коллегам учитель из Казани Николай Токранов. - Я предлагаю проводить сочинение так, чтобы те ученики, которые не смогли его написать, не имели возможности учиться дальше в школе.

По мнению Николая Покранова, оценивать сочинение должны не учителя, так как они заинтересованы в том, чтобы ребенок получил зачет и не всегда объективны. Но не все учителя согласны с тем, что как на ЕГЭ, сочинению нужна внешняя оценка.

- Почему мы не доверием педагогам? Учить детей мы им разрешаем, а сочинения проверять - нет? Представляете себе, что где-нибудь в отдаленном районе Якутии в декабре детей на санях повезут в район писать сочинение, чтобы за него была "внешняя оценка"!, - горячилась директор 56 питерской гимназии Майя Пильдес.

Министр Дмитрий Ливанов напомнил педагогам: "Было опасно перегрузить сочинение ответственностью. Но оно будет меняться, подходы будут развиваться". И если какие-то решения и будут приняты, то не раньше лета 2015 года, когда появится статистика по вузам. Они в этом году будут учитывать сочинение и прибавлять за него баллы к ЕГЭ.

Дмитрий Ливанов подчеркнул, что все решения по сочинению принимает не министерство, а Совет по проведению итогового сочинения, который возглавляет Наталия Дмитриевна Солженицына. По поводу другого важного вопроса - текста Концепции филологического образования, министр пояснил : "Она пока не утверждена. Там много спорных сюжетов и дискуссий".

Кстати
В этом году впервые пройдет Всероссийский конкурс школьных сочинений, где будут участвовать ученики с 4 по 11 классы.

Ирина Ивойлова

"Российская газета"

=Материал опубликован 25.03.2015