Обрнадзор Югры рекомендует обучение школьников в условиях пятидневной недели

Сургут • Разделы    — Школьники

Должностных лиц, нарушивших рекомендации, привлекут к дисциплинарной ответственности

Обрнадзор Югры рекомендует обучение школьников в условиях пятидневной недели, должностных лиц, нарушивших рекомендации, привлекут к дисциплинарной ответственности. Такой ответ Обрнадзора Югры поступил на жалобу сурутских родителей о нарушении их прав. Напомним, скандал возник в сургутской «Прогимназии», где учащихся поставили перед фактом: обучение в 2014-2015 году будет проходить в режиме шестидневки. Из документа следует, что негодования родителей небеспочвенны. Приводим развернутый ответ ведомства:

«В Службу по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Обрнадзор Югры) поступило для рассмотрения по существу поставленных вопросов Ваше обращение (вх, № ЗО-ОГ-138 от 05.11,2014) об установлении 6-дневной учебной недели для учащихся 2-4-х классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении начальной школе «Прогимназия» (далее - Учреждение), направленное в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и переадресованное в Обрнадзор Югры.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения Обрнадзором Югры в отношении Учреждения в период с 14 по 28 ноября 2014 года была организована и проведена внеплановая документарная проверка (приказ Обрнадзора Югры от 12,11.2014 № ЗО-ОД-1652) по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (нарушение прав потребителей образовательной услуги).

По результатам проведенной проверки установлено следующее.

Основанием для утверждения режима 6-дневной учебной недели для 2-4-х классов послужило внесение изменений в основную образовательную программу начального общего образования Учреждения на 2014-2015 учебный год. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса (далее - вариативная часть), для 2-4-х классов включены учебные предметы: «математика» - 1 час в неделю, «информатика» - 1 час в неделю, для 2-3-х «успешное чтение» - 1 час в неделю, что привело к увеличению максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее — ФГОС начального общего образования),

основная образовательная программа начального общего образования должна учитывать образовательные потребности и запросы обучающихся.

Пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) закреплено право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ, пункта 18 ФГОС начального общего образования Учреждением не предоставлено родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией, изменения в вариативную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования на 2014-2015 учебный год внесены без учета образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 22.08.2014 № 10-Исх-7869 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры в 2014-2015 учебном году» с учетом отнесения автономного округа к районам, приравненным к крайнему Северу, рекомендовано обучение во 2-4-х классах в условиях 5-дневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПин 2.4.2.2821-10).

По результатам проведенной Обрнадзором Югры проверки Учреждению будет выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности со сроком исполнения до 31 декабря 2014 года.

Вопрос участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательной организацией регламентируется Федеральным законом № 273-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

Согласно статье 26 Федерального закона № 273-ФЗ в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы родителей).


В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 273-ФЗ при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов родителей.

Таким образом, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Учреждение обязано обеспечить создание коллегиального органа родителей (законных представителей) и учитывать его мнение при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права несовершеннолетних обучающихся.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливается уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 26 Федерального закона № 273-ФЗ).

Устав Учреждения, утвержденный распоряжением администрации города Сургута от 27.06.2011 № 1609 (с изменениями от 12.05.2012 № 1260) и действовавший до 30.10.2014, не устанавливал порядок формирования и срок полномочий коллегиального органа - Совета Прогимназии, тем самым, все решения данного коллегиального органа не могли являться обоснованными.

Вместе с тем, действующий устав Учреждения (с 30.10,2014), утвержденный распоряжением администрации города Сургута от 20.10.2014 № 3379, устанавливает структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенцию коллегиального органа - Управляющего совета, предусматривающего включение в его состав родителей (законных представителей) обучающихся.

Следует отметить, что учет мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, коллегиальных органов при принятии устава образовательной организации, либо внесении в него изменений законодательство Российской Федерации об образовании не предусматривает.

Вопрос заключения договоров об образовании между образовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся определен статьей 53 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой заключение договора об образовании является обязательным в следующих случаях:

осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем;

приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц;

приема на целевое обучение (договор о целевом приеме и договор о целевом обучении).

В остальных случаях заключение договора об образовании с каждым обучающимся или с его родителями (законными представителями), в том случае, если он обучается за счет средств соответствующего бюджета, не является обязательным.

Дополнительно сообщаем, что в случае несогласия с результатами рассмотрения обращения в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 02,05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Вы имеете право обратиться с жалобой в суд или органы прокуратуры в порядке, установленном законодательством РФ».

Сергей Степанов

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 20.12.2014