Хочу описать свой материнский опыт - как учила своих сыновей-погодков читать. Начались наши «приключения с чтением», когда старшему мальчику было почти два года. Я очень хотела тогда обязательно научить всему пораньше. Все боялась опоздать. Помните, как у Масару Ибука – после трех уже поздно.
Конечно, были у сына и кубики с буквами, и объемные пластиковые буквы с магнитами. И книги он любил «читать» - перелистывать странички и подолгу разглядывать картинки. Но читать его еще предстояло научить.
Начала я с простого. Присела на корточки, став с сыном одного роста. Осмотрелась в квартире. И поняла, что ему в квартире видно, что прямо перед его глазами. Потом взяла липкую бумажную ленту и обычный рулонный пластырь, порезала их на полоски и стала дом наш «маркировать» - надписывать. Теперь сын входил на кухню и видел «мойка». Отрывал дверцу и смотрел на «ведро». Шел дальше к «шкафу». Тут тоже любопытно было открыть дверцу, а там… банки: «мука», «соль», «сода», «сахар»…
Сын мой заинтересовался. Был знакомый мир… И на тебе – появилась какая-то загадка… И он стал читать. Самостоятельно. Почти сразу. Названия то предметов он и раньше знал. А тут – кругом появились подсказки!
Но как он стал читать! Наоборот. Не знаю почему! Но он все читал справа налево. И появились на нашей кухне таинственные «АКУМ», «ЛОТС» и «АНЕТС». Тогда я объяснила – читать нужно слева направо. И мир встал на ноги.
Новое занятие сыну понравилось. Но и у меня появились проблемы – «маркировать» в доме почти уже нечего было. Каждый угол был надписан. И я решила сделать следующий шаг – начала сыну писать письма.
Первое письмо написала крупными печатными уже узнаваемыми малышом буквами. Без знаков препинания. Написала так: «СЫН Я УХОЖУ НА РАБОТУ ПРИДУ ВЕЧЕРОМ И ПОРИСУЕМ». Меня ожидал новый сюрприз. В том, что ребенок умеет читать слова правильно – слева направо, уверенность уже была. Но я совершенно не подозревала, что он начнет читать слова в предложениях произвольно. И получилось для него бессмысленное «я работу на вечером и сын порисуем ухожу». Он смотрел на меня и ждал объяснений.
То же самое было и на прогулках. Сын поднимал голову к вывеске и читал «зубов лечение».
И я задумалась. Ведь мы пока не учились, а играли. И решение было найдено такое. Я писала сыну письма. Все предложения распределяла по одному слову в столбик. И вначале показала ему как читать такое письмо – сверху вниз. Прямо пальцем провела по буквами – вот так. Чтобы его интерес не пропадал, в тесте письма всегда была интрига - «Сюрприз ищи на столе в коробке».
Потом, когда он освоился, а произошло это очень быстро, я стала писать сначала по два слова на строчке, потом по три… И так далее, пока письма мои не стали выглядеть привычно. Появились там постепенно и заглавные буквы, и знаки препинания.
И мы перешли к книжкам. Какое же чудо – эти детские книжки! Особенно с хорошими рисунками и добротно изданные. Старший сын очень увлекся чтением. Больше всего он любил читать вслух. Мы оба были заняты делом. Я готовила на кухне, а сын – читал мне об очередном приключении Тиля Уленшпигеля. Мы не спешили. Подолгу обсуждали героя, сочувствовали ему. Это было прекрасное время!
Когда я слышу вопросы родителей – как привить любовь к чтению, мне кажется, ответ очевиден – читайте вместе и подолгу. Общайтесь «чтением», и результат будет обязательно.
Сколько же времени было затрачено на все обучение? Около двух месяцев. В два с половиной года сын читал бегло вслух и ежедневно много читал про себя.
Вслед за старшим сыном подрастал его брат. И на нем все мои методики «не работали». Читать сам он учиться не хотел. А зачем? Всегда рядом старший брат. Его только попроси – он прочтет все что угодно. Зачем что-то уметь самому?
Младшему исполнилось уже 4 года, а читать он так и не умел. И мое терпение лопнуло. Я взяла обычный школьный букварь. И почти насильно, ну, уж точно, без его детского энтузиазма, обучила младшего за несколько дней чтению по традиционной послоговой методике.
Но главного не добилась. Читать книги самостоятельно он не хотел. Хотя слушать чтение он очень любил. Ему все и о обо всем читал старший брат.
Пришлось опять почти насильно заставлять младшего заниматься. Каждый день – одну страничку из книги Чарушина – один рассказ. Он дулся, немного капризничал, но читал.
Прошли многие годы, дети мои давно выросли и живут самостоятельной жизнью. Конечно, и мои взгляды на многое поменялись. Теперь бы, возможно, я бы не спешила обучать чтению так рано. И точно бы не принуждала к этому, как вышло с моим младшим. Но есть и результаты – сыновья пишут грамотно, любят хорошие тексты и много читают. В этом, конечно, по большей части, заслуга прекрасного учителя русского языка и литературы, у которой они учились в школьные годы. Но и, возможно, - наших «акумов» и «писем с сюрпризами».
| |