Пятидневка: упорствуют только директора школ

Сургут • Разделы    → Школьники

Почему?

В редакцию звонят родители школ с сообщением о том, что, как мы и предполагали в последней статье, многие директора активно «обрабатывают» родителей в рамках срочно созываемых заседаний школьных управляющих советов и родительских собраний. В некоторых учебных заведениях эти собрания уже прошли, информация оттуда сногсшибательная.

Например, в одной средней школе девять человек управляющего совета (от более чем тысячи родителей!) шли с твердым намерением голосовать за пятидневку, проголосовали – против. Своими руками (вернее, мозгами) могли облегчить жизнь собственных детей, но... доводы директора для них оказались важнее собственного разума.

Накануне их «обработали». Обработали – в смысле настоятельно «рекомендовали» высказаться против пятидневной системы обучения. И мотивировали это тем, что при переходе с шестидневки на пятидневку нагрузка на школьников только... увеличится.
Что придется убрать некоторые важные предметы, например, часть русского и иностранного языков.

Вот оно, манипулирование: уберут-то именно дополнительные уроки того же английского языка или русского, именуемого «риторикой» (так как обязательную программу сократить невозможно по закону). Ну так и убирайте! Это же – дополнительное образование! О том-то и речь, что его можно спокойно перенести на субботу и все желающие могут им воспользоваться. А не желающие доберут дополнительное образование своим детям там, где считают нужным: в частных школах английского языка, в музыкальных и художественных студиях, в спортивных секциях... Еще пугают тем, что в средней школе детям будет тяжело из-за «слабой» подготовки в начальной.

Это все неправда.
Ни о каком ухудшении школьных программ и тем более их сокращении не может быть и речи: все программы утверждены и стандартизированы министерством образования, переход на пятидневное обучение никак не влияет на их содержание.
Опыт многих регионов это подтверждает. Директора в силу каких-то иррациональных причин упорствуют и для оправдания своей позиции прибегают к элементарному плутовству.

Что требуют родители Сургута и с чем принципиально или относительно согласен департамент образования администрации города?

Первое. Перевести все сургутские средние учебные заведения в соответствии с действующим федеральным законодательством на пятидневную систему обучения. Это означает, что учебная программа должна быть преподнесена не за счет шести учебных дней в неделю, а за счет пяти; физически количество обязательных учебных часов уменьшается, при этом финансирование школ не снижается, так как финансируются учебные программы, а не часы. Соответственно, не снижается и зарплата учителей.

Выполнение задачи обеспечивается тем, что снижается нагрузка на учителей по бессмысленной писанине-отчетности; высвобождающееся время направляется на педагогическую деятельность, а не на изматывающую канцелярщину. Кроме того, кто-то в состоянии привести пример того, что хоть по одному предмету за учебный год преподается 100 процентов определенной нормативами программы? Нет таких примеров – учителя то болеют, то на повышении квалификации, то вовсе не числятся даже в штате. Но ведь как-то администрации школ закрывают отчетные документы? Вот пусть и найдут внутренние резервы для оптимизации, связанной с переходом на пятидневку. Где же увеличивается нагрузка?!

Второе.
Дополнительные платные и бесплатные, факультативные занятия в соответствии с новыми учебными планами и расписаниями вывести в субботу.
Ученики и родители вправе самостоятельно решить – посещать в субботу свою же школу или получать дополнительное и развивающее индивидуальные способности ребенка образование в сторонних учреждениях. Где же здесь увеличивается нагрузка?! Разве только на директоров и завучей школ, которым необходимо поработать головой и разработать новый учебный план (в строгом соответствии со своими служебными обязанностями, оплачиваемыми государством!).

Третье. Отменить домашние задания на выходные. Не перераспределить, увеличив домашние задания в остальные дни, а именно отменить (в соответствии с законом, никакой отсебятины!). Где же здесь увеличение нагрузки?

Четвертое. Отменить отрицательные оценки и домашние задания в начальной школе. А здесь где увеличение нагрузки?

Пятое.
Снизить объем домашних заданий или отменить их вовсе старшеклассникам, готовящимся к ЕГЭ, которые из-за этой подготовки испытывают колоссальную нагрузку во внеурочное время. Здесь тоже кто-то узрел увеличение нагрузки?

Седьмое. Но не менее важное, чем все вышеперечисленное.

Отдать, наконец, этот несчастный второй выходной день нашим учителям!

Сколько администрации школ могут их, как рабов, эксплуатировать? Неужели не ясно, что затюканные, бесправные, зависимые от пресловутых часов и ставок, замордованные бесконечно тупой писаниной наши учителя стремительно, на глазах, деградируют, из педагогов превращаясь в бесцветных чинуш! Почему мы удивляемся тому, что учитель заставляет детей дома самостоятельно разбирать тему, о которой на уроке даже не обмолвился? Да потому что ему тоже жить хочется! А попробуй выживи в нашей школе, если у тебя всего один выходной, да и тот уходит на проверку тетрадей, писанину всевозможных отчетов, планов, методик, доказательство своей квалификации и пр. и пр.!

Так скажите: где вам мерещится увеличение нагрузки?

Складывается ощущение, что вся проблема – в примитивном нежелании директоров и администраций школ что-либо менять в своей работе, шевелиться, посвящать себя истинной педагогике, а не созданию личной и никем не контролируемой вотчины, в которой «что хочу – то и ворочу». Как посмотришь на иные школы – оторопь берет. В одной завуч хронический алкоголик, в другой директор налево-направо заключает договоры с коммерсантами на сдачу в аренду имущества, в третьей поборы с родителей превратились в настоящий бизнес, в четвертой до одури экспериментируют с бесчисленными «новаторскими» программами...

Еще замечательное наблюдение. Родители, критикующие систему образования, часто слышат от директоров своих школ отрепетированный ответ: это все полномочия власти (министерства, депаратамента...), мы вынуждены только исполнять, мы бесправные. Но, оказывается, чтобы воспротивиться введению пятидневки, не такие уж и бесправные:

и закон, тот же, который их «связывал по рукам и ногам» (какая неожиданность!), позволяет им самостоятельно, без оглядки на департамент, выбрать систему обучения и внедрить очередную слабую экспериментаторскую программу;

и карманные управляющие советы наконец к месту пришлись (в самом деле, не все же утверждать «финансовые» отчеты о расходовании трех скрепок и пяти пачек бумаги!), и вообще – что это за давление на школы! Что за неуважение! Сколько можно нами понукать!

...На встрече с руководителями департамента образования я сказал: проведите объективный анонимный опрос учителей сургутских школ – 90 процентов выступят однозначно за пятидневку. Их не пугает эта система, они, в отличие от директоров, знают, как перестроить технологию преподавания. Откуда я это взял? В большинстве сургутских школ работают или мои бывшие учителя, или бывшие коллеги: все в один голос утверждают, что задыхаются от чрезмерной нагрузки, не связанной с педагогикой и являющейся канцелярской рутиной. Несколько раз в разных школах ко мне подходили педагоги (некоторых я видел впервые) и говорили, что горячо поддерживают пятидневку.

Поэтому - предложение к директорам учебных заведений и департаменту образования. Чтобы исключить манипуляции с решениями управляющих советов и родительских собраний школ,

необходимо на сайте каждого сургутского учебного заведения открыть голосование учеников или их законных представителей по вопросу пятидневки.

Ведь наши школы так любят похвастать школьным самоуправлением - вот, пожалуйста, лучшего способа проявить это самоуправление не придумать. Опрос надо провести с 1 по 20 ноября. Только после этого организовывать заседания управляющих советов и родительские собрания. И вообще: как десять человек могут выражать мнение всех родителей и учеников? Это совершенно нелегитимно, принимать решение о пятидневке какими-то наспех собранными управляющими советами - курам на смех.

А департаменту надо цыкнуть, что ли, на директоров. А то ведь и впрямь губернатору придется заниматься еще и этой сургутской проблемой.

Наконец.
Мне кажется, родители, заинтересованные в пятидневке, не должны паниковать из-за позиции директоров школ. Дело в любом случае тронулось с мертвой точки. Еще месяц назад никто и думать не смел о введении пятидневки в Сургуте, а теперь, смотрите – школы, хочется-не хочется, но проводят собрания по ее введению не то со второго полугодия (на что настроен департамент), не то с будущего учебного года. Это очевидное достижение родительской общественности. Теперь надо готовиться к

И не нужно бояться директоров. Ну что они выторгуют – лишние полгода шестидневки? домашние задания на выходные? Ради чего – ради своего принципа? из упрямства? из желания пофрондить?

Так это по меньшей мере бесперспективно, потому что нет никаких сомнений в том, что пятидневка будет, рано или поздно.

Просто хочется разгрузить учеников и педагогов от чрезмерной нагрузки раньше, и тратить энергию и время на общение со своими детьми, а не на доказательство очевидного.

P.S. Просьба в комментариях к этой статье сообщать о фактах давления администрациями школ на мнение родителей в вопросе перехода на пятидневную систему обучения.

Тарас Самборский (СИА-ПРЕСС)

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 31.10.2014