Дайте пять!

Сургут • Разделы    → Школьники

Зачем у северных детей отбирают детство?

Отличная статья у моей коллеги Людмилы Андриенко о проблеме пятидневного обучения сургутских школьников. Ни убавить, ни прибавить. Издевательства над школьниками, да и учителями, превосходят все самые разумные (а точнее — безумные) пределы.

Детей все чаще пичкают откровенной ерундой, усвоить которую невозможно ни физически, ни интеллектуально —

родители вынуждены тратить колоссальные нервы и деньги на допобразование и репетиторов

(конечно, те родители, которым не наплевать на своих детей и которые имеют финансовую возможность тянуть эти расходы; люди с малым достатком просто смирились со школьной нагрузкой); физкультуру ставят первым уроком, иногда перед четвертной контрольной (!); во многих учебных заведениях проходит целая четверть, прежде чем появляется четкое расписание уроков и заполняются учительские ставки; многие школы, при одобрении департамента образования, заставляют детей учиться в актированные дни, наличие которых предусмотрено учебным планом в любом случае...

Что же это за концлагерь такой сделали из сургутских школ?! Неудивительно, что родительская общественность все сильнее требует от властей города и руководителей школ пересмотреть эту «политику» и снизить нагрузку на детей

— тем более что это прямо позволяет сделать действующее законодательство.

Но вот странное дело: позиция родителей и поддерживающих их учителей (правда, негласно — по понятным причинам) совсем не вызывает восторга у властей от образования. Каждый раз, когда ставится вопрос о снижении нагрузки на учеников, мы слышим — что? Заклинания о санпинах, о нормах, о положениях... На любой здравый вопрос родителей типа: «Давайте хотя бы физкультуру, православие и прочие факультативы перенесем на субботу; на субботу и понедельник не будем задавать домашнюю работу; по некоторым предметам перестанем ставить оценки — по той же физкультуре...» — одни и те же «отмазки»: нельзя, невозможно, нет правовой базы…

Но ведь многие нормы, в том числе по линии Роспотребнадзора, нарушаются на каждом шагу — и это не вызывает какого-то особенного беспокойства ни у работников департамента образования (окружного, на который так часто ссылаются сургутские чиновники, в том числе), ни у администраций учебных заведений.

В большинстве школ занятия проходят в две смены — какие уж тут нормы? Качество освещения и вентиляции подавляющего числа классов не соответствует никаким СНиПам и СанПинам.

Задавая школьникам большой объем домашних заданий и самостоятельных работ, школы лишают их конституционного права на отдых. Учебный год рядом школ увеличивается — незаконно! — невзирая ни на какие нормы. На прилегающие школьные дворы без слез смотреть невозможно. Ну а уж сургутские школьные туалеты, в которых нет мыла и туалетной бумаги — это притча во языцех…

Казалось бы — вот поле для напряженной работы по приведению в порядок сургутской школы, к тому же — в активном сотрудничестве и с родителями, и с самими учениками. Но нет. Любое требование родительской общественности снизить нагрузку и ввести пятидневку руководители школ и департамента с возмущением парируют: а как же дети сдадут ЕГЭ?!

Но ведь как-то сдают в Москве, Тюмени, на Ямале, в других регионах, где школьников не превращают в неврастеников.

Например, в Тюмени пятидневка во всех школах (кроме редчайших исключений), по субботам тюменские школьники могут посещать допзанятия (факультативные), либо школы проводят семейные праздники. Пятидневную систему во всей Тюменской области ввел еще в 2004 году губернатор Собянин — и ничего, никакой катастрофы с ЕГЭ у тюменцев не случилось! Даже наоборот:

выходцы из региона стабильно показывают достойные результаты при поступлении в федеральные вузы. О том, что сама Тюмень — один из лучших университетских и научных центров региона, скромно промолчим.

Собянин, кстати, пятидневное обучение ввел и в Москве, когда стал ее мэром. Абсолютное большинство педагогов, родителей и, разумеется, учеников, только сказали спасибо: у всех высвободилось время для самостоятельного творческого или спортивного развития, для семьи.

На Ямале — тоже пятидневка. На зарплатах учителей и качестве обучения (как и в Москве, и в Тюмени, и в Петербурге) это никак не отразилось.

Учителя радуются, что у них два выходных, родители и дети — подавно, потому что могут спокойно проводить выходное время по-человечески.

В Сургуте же школ с пятидневной учебной неделей нет. Вообще. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, какой тип обучения выбрать (с пятью или шестью днями). СанПин допускает оба варианта — вот администрации школ и вцепились за тот, при котором можно упихнуть больше учебных часов, это обеспечивает дополнительное финансирование. Зачем же наш департамент образования придумал такую нелепую систему, когда ради заработка школы отбирают у детей их свободное время и наносят вред их здоровью?! Ведь

фонд оплаты труда персонала школ утвержден бюджетом, деньги для учебных заведений тоже — почему не потратить ЭТИ ЖЕ ДЕНЬГИ в рамках пятидневной учебной программы?

Зачем загонять, как лошадь, несчастных педагогов, которые работают шесть дней в неделю, а по вечерам и в воскресенье проверяют тетради? Зачем отбирать субботу у детей, которым и так сложно жить в условиях Крайнего Севера и которых гонка с учебным планом ввергает в перманентное неврастеническое состояние?

На городском родительском собрании директор департамента образования администрации Сургута Татьяна Османкина на вопрос о пятидневке сказала, что в Москве ее ввести можно, потому что… у детей больше, чем в Сургуте, возможностей для дополнительного развития и досуга. Хотелось бы оспорить этот парадоксальный, но все же зачем-то озвученный уважаемой Татьяной Николаевной тезис.

Свободное время кого бы то ни было (в нашем случае — детей) — это безусловная ценность самих детей и ответственных за их воспитание родителей.

Как распорядиться этой ценностью, придумают родители в соавторстве со своими чадами, но никак не школа и не департамент образования. И тем проще им будет решить задачу, чем качественней местная власть организует городское культурное пространство. Чем больше свободного времени у горожан — тем сильнее их запрос на организацию культурного спортивного, активного, рекреационного досуга. То есть:

школа это — не «камера хранения», куда сдаются болтающиеся без толку дети, не нужно искусственно держать школьников в стенах учебного заведения дольше, чем это возможно, лишь бы «они чего не натворили».

Кстати, несколько лет назад от одного чиновника мне приходилось слышать что-то подобное: чем больше дети проводят в школе, тем меньше шляются по улице и потребляют наркотики. Мысль создать в Сургуте такие условия, чтобы дети не «шлялись», а занимались саморазвитием, этому чиновнику (и не одному ему!) в голову не пришла. Ну, а как мы «победили» наркоманию, любому желающему наглядно демонстрирует городское кладбище — наверное, самое «молодежное» кладбище в стране.

Наверное, для каких-то родителей школа — это как раз «камера хранения», куда можно «сдать» ребенка под ответственный контроль, желательно подольше. Разные бывают обстоятельства: кто-то занят на производстве, кто-то не очень здоров, кто-то плохо относится к своим родительским обязанностям. Ничто не мешает открыть «камеру хранения» для таких родителей: смотрите на опыт той же Тюмени, где школы не останавливают жизнь по выходным и устраивают факультативные занятия и различные коллективные мероприятия. Но при условии, что для остальных детей (коих безусловное большинство)

пятидневная система обучения означает возможность самостоятельно определять, как распоряжаться своими честно заработанными выходными.

Ввести пятидневку на самом деле ничего не стоит.

Во-первых, это не противозаконно, а в чем-то шестидневка даже идет вразрез с законодательством. Приведенные примеры других регионов показывают, что этой проблемы просто не существует — можно (и нужно) взять на вооружение их опыт.

Во-вторых, надо перестроить учебные планы. Почему нарушение расписания в учебных заведениях стало нормой, почему в один день может быть три-четыре урока, а в другой — шесть и даже семь? Нам говорят, что не хватает учителей. Но как же не хватает, если бюджетом выделены деньги на их привлечение, в школах вводятся дополнительные уроки — плюсом к утвержденным министерством? Дети должны учиться по твердому расписанию (к вопросу о пресловутых СанПинах). Пропустили урок (а это чаще всего ответственность учебного заведения) — не нагоняйте потом программу за счет детей, отмените часть заданий или контрольных работ.

Пусть ежедневно будет по шесть уроков — но по твердому расписанию и со свободной субботой.

В-третьих, для облегчения нагрузки на учителей и в целом на учебный процесс ряд уроков можно перевести на лекционную форму, когда несколько классов в одной аудитории или конференц-зале одновременно слушают одного преподавателя. Литература, история, светская жизнь, обществоведение — многие темы по этим наукам вполне могут читаться лекционно, причем на постоянной основе. Учителю в несколько раз меньше заполнять нелепых бумаг, нагрузка на него и детей снижается кратно, а зарплата сохраняется.

Почему не ввести эту очевидно прогрессивную форму обучения?! Ведь практикуем совмещенные уроки физкультуры, почему лекцию нельзя?

В-четвертых, для тех детей, которые дополнительно не занимаются в музыкальных, спортивных, творческих, языковых школах и студиях, предусмотреть субботнее посещение школы для дополнительных факультативных занятий — а вот за это как раз доплачивать педагогам.

В-пятых, разрешить учебным заведениям экспериментировать с учебными программами, дополняющими и расширяющими перечень обязательных образовательных услуг, только в том случае, когда эти «дополнения» становятся факультативной, а не обязательной нагрузкой на учеников.

Увижу математические таланты в своем ребенке — сам попрошу школу о дополнительных уроках, и в субботу будем ходить.

Но если глубокая математика ему не нужна (так же, как кому-то не нужна углубленная лингвистика) — зачем нагружать ребенка на равных с теми, для кого этот предмет профильный?

В-шестых, нельзя ограничивать сургутских и югорских детей в каникулярном отдыхе. Ну что это такое — у них уже часть июня отобрали ради занятий! Это при том-то, что многие школы практикуют учебу в актированные дни, которые никак не компенсируются ни ученикам, ни педагогам. Учеба в актированные дни должна компенсироваться соответствующим увеличением ближайших каникул — северным детям явно недостаточно недельного отдыха осенью и весной; короткие каникулы и на новогодние праздники — а около 20 процентов семей стараются уехать из города для смены климата и впечатлений. Можно было бы ввести пяти-шестидневные вторые весенние каникулы в конце февраля — это обычная практика в большинстве развитых стран мира.

Взрослый житель Югры, занятый на пятидневном производстве, отдыхает 162 дня в году (118 выходных и праздничных дней плюс 44 дня отпуска). Югорский школьник в среднем отдыхает меньше — 146-150 дней,

при том, что интеллектуальная, психологическая и физическая нагрузка на его формирующийся организм значительно выше, уже хотя бы потому, что он не может посреди урока сходить на перекур или съездить в магазин…

Кстати, здоровье сургутских и югорских детей стабильно ухудшается. В условиях местного климата и тяжелой школьной нагрузки

большинство школьников к выпускному экзамену доживают с каким-либо хроническим заболеванием зрения, пищеварительной или нервной системы, позвоночника — а часто со всем вместе.

Можно перечислить еще многие предложения родительской общественности — впрочем, все они хорошо известны нашему департаменту образования. Вопрос в том, готов ли он на реформу, которая — без всякого нарушения законодательства — упростит существование школьников в нашем тяжелом для жизни климате, предоставит больше свободного времени, которое можно провести с семьей.

Вообще кажется странным, что власть не сделала этого до сих пор — настолько очевидны плюсы «пятидневки», в том числе политические.

Будь я губернатором, я ради переизбрания обязательно бы последовал примеру Тюмени и Москвы.

Кстати, результаты выборов там говорят о том, что не такое уж плохое это решение — ввести «пятидневку».

Тарас Самборский (СИА-ПРЕСС)

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 08.10.2014