Оценка социальной адаптации у детей

Сургут • Разделы    → Психология

Социально-психологическая адаптация ребенка происходит по-разному, напрямую этот процесс зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья, игровых навыков, особенностей нервной системы, особенностей взаимоотношений в семье и стиля воспитания. Важно и то, насколько ребенок эмоционально зависим от матери, доброжелателен и контактен . Предварительная подготовка ребенка к школе направлена на усовершенствование социальной адаптации ребенка дошкольного возраста к новым условиям , отсутствие подготовки может проявляться в том, что у ребенка нарушается эмоциональное состояние, ухудшается сон и аппетит, развивается страх перед дошкольным учреждением, повышается восприимчивость к заболеваниям.
Моральная и физическая подготовка ребенка, его индивидуально-типологические особенности во многом влияют на то, как проходит социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к предстоящим изменениям. Для того чтобы облегчить этот процесс родителям необходимо с раннего возраста учить малыша, как надо общаться со сверстниками и взрослыми, поощрять его самостоятельность, тогда из него вырастает здоровая и полноценная личность. Личность формируется в зависимости от того, какой тип воздействия доминирует в семье. Если в раннем возрасте ребенок столкнулся с обидой и несправедливостью, он отличается болезненной восприимчивостью к малейшему проявлению равнодушия и несправедливости, начинает видеть зло даже там, где его нет, проще говоря, искаженно воспринимает отношения к нему окружающих. Такой ребенок замыкается в себе, начинает противопоставлять настоящему и кажущемуся злу то, что он умеет противопоставить, он становится непослушным, строптивым, резким и грубым, своевольным, желающим делать все не так, как того требуют взрослые. Таким поведением ребенок напоминает о себе, заявляет людям о своем праве на внимание. Если родители относятся к ребенку нежно, тепло, понимают его, требуют от него осознанного поведения, он вырастает зрелым, уверенным в себе, независимым, любознательным, дружелюбным и умеющим разбираться в окружающей обстановке человеком.

Семья и ее роль в вопросах социализации ребенка

В области человеческих взаимоотношений родители, как правило, служат для детей образцами и учителями. При социализации детей происходит корректирование базовых ценностных ориентаций, ребенок может только усваивать нормы, его социализация строится на подчинении взрослым и выполнении определенных правил и в основном ориентирована на мотивацию своего поведения. Таким образом, в процессе социализация ребенок входит в социальную среду, усваивает язык, нормы поведения, нравственные ценности, всего того, что является основой культурного общества. Адаптироваться в детском саду ребенку помогает и мастерство воспитателя, который изучив особенности характера малыша и, скоординировав свои действия с его родителями, сможет найти индивидуальный подход к процессу воспитания ребенка. Только уютная и благожелательная атмосфера в воспитательных группах является необходимым условием, которое сможет помочь детям быстро привыкнуть к новому месту. Понять, как ребенок сумел адаптироваться в новой школьной среде, можно понаблюдав и оценив настроение, с которым он идет на занятия в школу. Например, у ребенка преобладает депрессивное настроение, случаются вспышки гнева, он становится обидчивым, восприимчивым, раздражительным, его что-то тревожит, огорчает, часто ссорится и дерется с другими детьми. Или, наоборот, малыш улыбается, он спокойный, деловитый, ему нравится учиться, у него появилось много друзей, он инициативен и общителен.

Социальная адаптация

В целом, социальная адаптация - сложный процесс для любого ребенка. Социальное развитие ребенка включает два взаимосвязанных направления: социализация и индивидуализация. Эти процессы происходят на каждом уровне социума (вхождение ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей), и влияют на формирование его личностных качеств. Ребенок, который не сумел пройти процесс адаптации к группе - робкий, неуверенный в себе, безынициативный, это часто приводит к серьезной деформации личности. Если ребенок сумел преодолеть фазу адаптации и начал предъявлять окружающим какие-то индивидуальные отличия, несоответствующие их представлениям и потребностям, которые они не принимают, это может привести к тому, что у такого ребенка сильно повышается самооценка, он растет подозрительным, агрессивным. При положительном вхождении ребенка в группу, у него формируется чувство коллективизма и товарищества. Бывает ребенка «принимает» асоциальная группа, тогда у него развиваются асоциальные качества. Все эти процессы происходят часто спонтанно, стихийно в процессе жизнедеятельности, но хотя бы отчасти, их можно регулировать. Развитию и формированию моральных качеств человека способствует целенаправленное гражданское и нравственное воспитание. Воспитание является основополагающим фактором социализации личности. Этот процесс осуществляют сознательно настроенные на него или специально подготовленные для этого люди: родители, учителя, воспитатели, вожатые, социальные педагогии и другие. Основная задача взрослых – передать ребенку те моральные ценности и нормы поведения, которые отвечают требованиям общества. Конечно, воспитанию отводится вполне определенное место в числе других социальных факторов, которые нельзя ни заменить, ни исключить. Особенно сильно воспитательные меры действуют на маленького ребенка, со временем ребенок становится самостоятельнее, роль воспитателя снижается, и на первый план выходят мотивы, которые исходят непосредственно от самого человека, ребенок сам выбирает социальные ценности и ориентиры, которые влияют на его развитие (самовоспитание). Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности, ее предопределяют ведущие индивидуальные качества каждого человека, длится этот процесс почти всю жизнь.

=Материал опубликован 13.09.2014