Форум Деткино

Привет Гость Вам необходимо пройти Регистрацию, либо войти в Систему.

28 ноя 2014, 21:37  -25 °C  А 
Вход ЧАТ   Блоги    Регистрация


Начать новую тему Ответить
Страница 1 из 1 [ Сообщений: 8 ]
Пред. тема | Первое новое сообщение | След. тема

Тайна детского рисунка

Не в сети 

Профиль 

Заголовок сообщения: Тайна детского рисунка

Палка, палка, огуречик...


Кому из нас не приходилось вздыхать, разглядывая только что оклеенные новыми обоями стены или особенно ценные фолианты семейной библиотеки, беспощадно изрисованные юным художником? Дети любого возраста рисуют жадно, ненасытно, стараясь дотянуться до любого доступного клочка бумаги. «Ах ты, художник от слова «худо»!», - бывает, сокрушаемся мы. Не будем торопиться с суждениями: детский рисунок - уникальный способ проникновения во внутренний мир ребенка, мир его конфликтов, страхов, переживаний и мечтаний. Не спеши выбрасывать детские «каляки-маляки», лучше попробуй взглянуть на них повнимательнее, и услышать то, что ребенок пытается сказать таким образом – ведь детский рисунок специалисты называют «не изображением, а речью», подразумевая, что именно через рисование ребенок способен наиболее точно выразить себя.

БЕЗЗВУЧНАЯ РЕЧЬ

Уже 8-10 месячные дети с удовольствием покрывают лист бумаги цветными пятнами краски, размазанной по ладошке, или штрихами воскового мелка. Позже в изображении появляются прямые линии и точки. Примерно к 2 – 2,5 годам линии начинают закругляться, превращаться из прямых – в кривые. Это – огромный рывок детского развития, ведь от способности провести ровную линию до изображения окружности – дистанция огромного размера. К 3-4 годам (девочки - чуть раньше, мальчики, как правило, позже) дети начинают пытаться изобразить человеческую фигуру. Обычно это более или менее правильная окружность, снабженная условными, символическими конечностями – специалисты называют это изображение «головоног». После 4х лет изображение человеческой фигуры усложняется, превращаясь в известное «палка, палка, огуречик» - рисунок человеческой фигуры уже более или менее правдоподобен, прорисовываются детали лица, появляется намек на одежду. Чем старше становится ребенок, тем сложнее, детализированнее и ярче становятся его рисунки – в них появляются герои любимых сказок, принцы, рыцари и принцессы, дома и замки, реальные и сказочные животные – словом, детский рисунок сам становится сказкой, которую ребенок рассказывает о своей собственной жизни.

Анализируя различные детали рисунка, детские психологи и психоаналитики могут довольно точно судить о развитии детского интеллекта. Однако, это лишь верхушка айсберга. В силу того, что речь и мышление – основные логические орудия взрослого – в первые пять лет жизни ребенка еще только развиваются, именно рисунок – беззвучная, но красочная и откровенная речь о том, что творится в душе маленького человека.

Елена Немировская, детский психолог: Часто бывает, что родители начинают волноваться, если какую-то тревожную ситуацию происшедшую с ним ребёнок рисует всё снова и снова (к примеру, похороны или страшную сцену из фильма) Но не стоит переживать. Таким образом, ребёнок привыкает к данной ситуации, осмысливает новый опыт.

Существует целый ряд специальных рисуночных тестов – рисунков на определенную тему, позволяющих наиболее полно раскрыть внутренний мир малыша. Тем не менее, объектом анализа – и достоверным источником информации – может стать совершенно любой детский рисунок. Стоит особо отметить, что рисование в детской психологии широко используется не только как диагностический, но и как терапевтический, целебный процесс. В рисовании исчезают ограничения, запреты, появляется возможность выразить чувства, на которые в семье может быть наложен явный или неявный запрет – агрессию, страх. Именно поэтому рисунок широко используется при работе с самыми различными детскими проблемами.

Чтобы получить как можно больше информации о том, что думает и чувствует твой малыш, предложи ему нарисовать его семью – не объясняя, что именно подразумевается под этим словом, и не упоминая, кого из членов семьи нужно рисовать, а кого нет. На все уточняющие вопросы отвечай лишь: «Рисуй так, как тебе нравится». Очень полезны и информативны рисунки на темы «Я в школе» («Я в детском саду»), «Что мне снится страшное» (или «Мой страх»), «Самое плохое (или хорошее), что было со мной в жизни».

Елена Немировская, детский психолог: Хотелось бы предупредить, что не следует торопиться с выводами и ставить категоричные диагнозы. К примеру, если у ребенка нездоровый вид – вы потрогаете ему лоб, поставите градусник. Когда температура повышена, вы понимаете, что ребёнок болен, но за диагнозом торопитесь к детскому врачу. Таким же образом и рисунок может быть прибором, измеряющим психологическое здоровье ребёнка. Однако за уточнением и разъяснением «диагноза» лучше обращаться к специалисту-психологу.

ЭТО - БЯКА-ЗАКАЛЯКА КУСАЧАЯ

При попытке «прочесть» то, что говорит детский рисунок, важно учитывать, что в нем имеет значение решительно все: размеры фигур, их расположение на листе, выбор и сочетание цветов. Крайне важно и то, что ребенок рассказывает о своем рисунке, и как именно он это делает.

Размер и местоположение фигур.

Для начала обратим внимание на размер и местоположение фигур и предметов на рисунке. Слишком большие – так же, как и слишком маленькие фигуры требуют особого внимания. Если ребенок спокоен и уверен в себе, изображения не заполнят собой весь лист, и не будут ютиться где-нибудь в уголке. Вспомним, как Карлсон нарисовал для Малыша «самую лучшую в мире» картину под названием «Очень одинокий петух». В нижнем уголке листа была расположена крошечная красная козявка… Подобные изображения указывают на неуверенность, робость, тревогу и ощущение одиночества – кстати, вполне вероятно, что, существуй Карлсон на самом деле, именно таким он и был бы, неуверенным в себе и одиноким, ищущим признания у еще более одинокого и ранимого мальчишки… Слишком большие, заполняющие собой пространство листа фигуры могут свидетельствовать о скрытой агрессии, внутренней потребности «увеличиться в размерах».

Елена Немировская, детский психолог: Если ваш ребёнок чрезмерно агрессивен или тревожен, то обычно это заметно и без рисунка. Когда ребёнок внешне спокоен и кроток, а на бумаге в течение длительного времени появляются невозможно зубастые и клыкастые монстры, то это конечно повод разобраться. В непринуждённой обстановке, задайте ребёнку вопросы о тех чудищах, которые обитают в его альбоме для рисования – где они живут, чем занимаются, кто их друзья, есть ли у них родные и близкие. Вполне возможно это чудовища увиденные в мультиках. Для многих детей этот персонаж может являться олицетворением, какого-нибудь возрастного страха (например, семилетки, начиная задаваться вопросом о смерти, часто представляют её себе в виде монстра). Это может быть и сам ребёнок, пытающийся справиться со своей проблемой (довольно часто этим хрупким малышам требуется сила настоящих монстров, чтобы преодолеть свою застенчивость или страхи, эти ресурсы они и черпают из своих рисунков). Но не стоит успокаиваться, когда рисунки весёлые и яркие, а ребёнок постоянно находиться в состоянии угнетённом, часто капризничает, раздражается. Вполне возможно, что ребёнок «прячется», убегает в нарисованный мир, и есть большая вероятность того, что в окружающем мире ребёнка есть дискомфортная ситуация, с которой ребёнок не может справиться.

Композиция рисунка.

Положите перед собой детский рисунок и мысленно проведите через центр две диагонали. Верхний правый угол – область будущего. Какие фигуры там нарисованы? Добрые они или злые? Может быть, это пугающие образы из снов или мультфильмов? Или, напротив, там изображены члены вашей семьи или любимые герои вашего ребенка? Противоположный край рисунка (левый нижний угол) – область прошлого. Обратите внимание на то, какие фигуры расположены здесь. Спроси малыша, что думают и чувствуют фигуры в области прошлого и будущего, чем они занимаются, какое у них настроение. Обратите внимание на то, какие чувства вызывает у вас этот рисунок, насколько он кажется вам тревожным, агрессивным, спокойным или радостным.

Выбор и сочетание цветов. Когда маленькие дети рисуют, им свойственно использовать яркую, многоцветную палитру – не успокоятся, пока все краски не перепробуют. Это совершенно нормально: ребенок экспериментирует с цветом, пробует его «на вкус», «на ощупь». Двухлетки часто выбирают любимый цвет, контрастный, тот, который хорошо заметен, и, случается, рисуют только им. Родителей нередко беспокоит, что ребенок рисует исключительно темно-синими или черным, однако в этом возрасте это совершенно нормально. Позднее ребенок все более свободно чувствует себя с цветом, выбирая и используя именно те из них, которые в данный момент отражают его душевное состояние. Важно не только использование того или иного цвета, но и их сочетания – например, сочетание ярко-красного и черного буду вызывать ощущение агрессивности, а синего и зеленого – спокойствия и равновесия. На самом деле, каждый цвет глубоко связан с определенными темами, несет в себе определенную смысловую нагрузку.

?Белый/черный – смерть, пустота;
?Желтый/зеленый/голубой – жизнь, развитие, рост, материнство, детство;
?Красный/желтый/оранжевый – материнство;
?Синий/зеленый/черный/серый – отцовство;
?Коричневый – дедушки и бабушки, предки, «корни».
При изображении семьи большую роль играет порядок рисования фигур. Чаще всего первым ребенок рисует самого себя, следующим – самого близкого эмоционально члена семьи. Очень значимым является факт, когда тот или иной член семьи не изображен вовсе – нередко это указывает на конфликт, связанный с этим членом семьи, на негативные чувства в его адрес. Например, старшие дети в семье часто не прорисовывают младшего брата или сестру – ревность, переживание дефицита внимания ос стороны взрослых часто трансформируются в подспудное желание, чтобы младший брат или сестренка исчезли, чтобы их «вообще никогда не существовало», что находит отражение в рисунках. Очень любопытно, когда в состав изображаемой семьи вводятся те люди, которые в реальности не живут вместе с ребенком. Часто таковыми становятся бабушки и дедушки, с которыми малыш ощущает большую близость, к которым испытывает большее доверие, чем к родителям.

Рассказ о рисунке.

Очень много важной информации можно почерпнуть из разговора о рисунке, однако важно правильно его построить. Рисующий ребенок напоминает приоткрывшуюся раковину моллюска: малейшее неосторожное движение, и створки схлопываются. Поэтому запомни правило: никаких прямых вопросов, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации должны быть мягкими, и уж, само собой разумеется, никаких критических замечаний, насмешек типа: «Ну и что ты тут нарисовал? Разве так бывает?». Вопросы нужно задавать ненавязчиво, оставляя за ребенком право не отвечать на них.

1.Как бы ты назвал свой рисунок? Расскажи мне о своем рисунке. Или: что происходит на рисунке? Ответы на эти вопросы помогают наладить беседу и уловить общее ощущение от изображения.
2.Как себя чувствуют люди или животные на картинке? Любая часть рисунка, фигура или предмет, отражают те или иные переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок.
3.Что фигуры на рисунке чувствуют по отношению друг к другу? Если они могут разговаривать, что бы они сказали друг другу? Такие вопросы помогают ребенку высказать словами те чувства, которые он пытался передать в рисунке. Если удается разыграть беседу между героями рисунка, это замечательно – с помощью таких бесед многие эмоциональные проблемы не только высказываются вслух, но и изживаются.
4.Можно ли мне спросить кое-что у маленькой девочки, маленького мальчика, собаки, кошки, дома? Давая ребенку возможность отвечать на твои вопросы за героев рисунка, ты можешь уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь.
Елена Немировская, детский психолог: Процесс рисования должен быть спонтанным. Не в коем случае не навязанный ребёнку родителем, а происходящий на «волне вдохновения». Свободное творчество является обязательным условием. Ребёнку желательно дать возможность рисовать в разное время дня, использовать разные виды красок, карандашей, фломастеров. Выбирать листы разных форматов (от блокнота до ватмана). У меня в практике был случай, когда один дедушка 2 раза в неделю в 10 часов утра надевал на внучку фартук и сажал рисовать. Он тщательно следил, чтобы девочка не запачкала одежду и не нарисовала никакие «каляки-маляки». Такой «обязательный» момент творчества отнимает у ребёнка миг спонтанного творчества, и возможность выразить через рисунок возникающие неожиданно чувства. Второе необходимое условие для диагностического процесса – искреннее и тёплое общение ребёнка с родителем. Если Вы раздражены, никак не «отключитесь» от проблем на работе, лучше не начинать процесс рисования. Помните, что дети очень чуткие, они быстро распознают ситуацию и вы можете не получить достоверного результата.

Рисунок может служить мостиком, который соединит родителя и ребёнка. Само по себе рисование, а после – искреннее и чуткое обсуждение нарисованного, уже может принести великий терапевтический эффект. В процессе рисования можно «вводить» в картину поддерживающего и ободряющего персонажа. Например, если ребёнок постоянно рисует себя маленькой беспомощной рыбкой, можно подрисовать ей подружку – большую и добрую акулу, озвучить их знакомство, разговор и если вашему ребёнку придётся по душе новый друг, он будет использовать его силу и дружбу не только в будущих рисунках, но и в жизни, когда будет необходима поддержка.



Автор - Светлана Ильина, клинический психолог, психотерапевт
Источник - http://ilina.psy-help.com/


Новое сообщениеДобавлено: 21 апр 2009, 22:37 

Последнее сообщение



Не в сети 

Профиль  ICQ 

Заголовок сообщения: Нарисуй дерево

Вот, нашла в своих закромах)))
Нарисуй дерево
Данный тест позволит определить готовность малыша к школе)))
Журнал "Няня" №4 2007


Вложения

028.jpg
028.jpg [ время: 7.05.2009 13:07, размер: 362.41 Кб | Просмотров: 4140 ]
029.jpg
029.jpg [ время: 7.05.2009 13:06, размер: 398.88 Кб | Просмотров: 4113 ]
030.jpg
030.jpg [ время: 7.05.2009 13:04, размер: 410.61 Кб | Просмотров: 4059 ]



Новое сообщениеДобавлено: 07 май 2009, 13:18 




В сети 

Профиль 

Заголовок сообщения: Re: Тайна детского рисунка.

На подготовительных курсах к школе, детям сказали нарисовать свою семью- дочка нарисовала себя и кошку (солнышко, облочка, яркие цвета).


Новое сообщениеДобавлено: 07 май 2009, 20:35 




Не в сети 

Профиль  WWW 

Заголовок сообщения: Re: Тайна детского рисунка.

У меня, вот, тоже есть тест, по которому можно понять к чему предрасположен ваш ребенок, что его может ждать в будущем.
Здесь необходимо, чтобы ребенок нарисовал человечка, состоящего из 10 геометрических фигур: трегольника, круга и квадрата.
Подробнее читайте в статье :-)


Вложения

img050.jpg
img050.jpg [ время: 18.02.2012 14:31, размер: 186.75 Кб | Просмотров: 3311 ]
img051.jpg
img051.jpg [ время: 18.02.2012 14:27, размер: 276.95 Кб | Просмотров: 3299 ]
img053.jpg
img053.jpg [ время: 18.02.2012 14:26, размер: 274.61 Кб | Просмотров: 2845 ]



Новое сообщениеДобавлено: 18 фев 2012, 14:33 




Не в сети 

Профиль  WWW 

Заголовок сообщения: Re: Тайна детского рисунка.

О чем говорят цвета.
Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.

Красный говорит о быстрой возбудимости.

Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

Зеленый – показывает, что он ищет покой.

Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.

Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.


Новое сообщениеДобавлено: 18 фев 2012, 19:05 




Не в сети 

Профиль  WWW 

Заголовок сообщения: Re: Тайна детского рисунка.

Тест “Рисунок семьи”

Назначение теста
Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста
Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту
Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:
- Порядок заполнения свободного пространства.
- Порядок появления персонажей рисунка.
- Время начала и окончания работы.
- Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
- Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
- Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения.
Вот вопросы, которые следует задать:
- Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
- Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
- Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
- Кто в семье самый хороший и почему?
- Кто самый счастливый и почему?
- Кто самый грустный и почему?
- Кто больше всех нравится ребенку и почему?
- Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
- Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Интерпретация результатов теста
Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. Оценка общей структуры
Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.
Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.
Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.
Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.
Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.
Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа
Его можно выявить по следующим признакам:
- он изображается первым и помещается на переднем плане;
- он выше и крупнее остальных персонажей;
- выполнен с большей любовью и тщательностью;
- остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.

Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи - один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. Ребенок о себе
Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.

Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи
Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных - кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.

Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

5. Родительская пара
Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. Идентификация
В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.


7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках - отказ рисовать младшего. Объяснения, такие, как "Брата я забыл нарисовать" или "Для младшего брата места не хватило" не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей


Новое сообщениеДобавлено: 18 фев 2012, 19:32 




Не в сети 

Профиль  WWW 

Заголовок сообщения: Re: Тайна детского рисунка.

Тест “Детский сад”

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.
Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада».
Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.

Несмотря на то что рисуночный тест "Я в своей группе детского сада" является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.

Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные «тексты» приходит после анализа тысячи детских работ.

Мария Быкова, преподаватель Московского психолого-педагогического института


Новое сообщениеДобавлено: 18 фев 2012, 19:36 




Не в сети 

Профиль 

Заголовок сообщения: Re: Тайна детского рисунка

Очень интересная информация *THUMBS UP*


Новое сообщениеДобавлено: 25 авг 2014, 17:52 

Вернуться к началу

Пред. тема | Первое новое сообщение | След. тема
Страница 1 из 1 [ Сообщений: 8 ]
Начать новую тему  Ответить




Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Найти
Перейти
 

Перейти к полной версии форума