Роль отца в социализации детей и подростков

Благодаря взаимоотношениям двух человек, мужчины и женщины, на свет появляется ребёнок. Эти взаимоотношения могут быть иногда сложными, непонятными, причудливыми, но не отменяют равнозначности роли мужчины и роли женщины. Однако, после рождения ребёнка мужчина – теоретически – должен принять на себя роль отца, а женщина, соответственно, - матери. И если мама в большинстве случаев справляется с этим интуитивно, используя весь накопленный с детства опыт игр в «дочки-матери», ухаживаний за младшими членами семьи, перенимая умения и навыки своей матери и пр., то в случае с мужчиной-папой всё немного сложнее. Где, в чьём мальчиковом детстве есть игры, направленные на развитие именно «отцовских» умений и навыков?
Да, разумеется, игры мальчишек чаще всего приводят к развитию физической силы и выносливости, конструкторских способностей и навыков абстрактного мышления. Это во многом обусловлено изначальной, архетипичной, ролью мужчины в семье – защитника и добытчика. То есть, будущий отец должен быть сильным, крепким, умным, быстро соображающим, чтобы связка бананов или шкура мамонта оказалась именно в его семье, у его женщины и наследников. А вот чувства нежности, сопереживания, тревоги отдаются на откуп слабой половине. Да и, в целом, неплохо, когда мама даёт ребёнку понятия доброты, заботы, с одной стороны, а папа учит не сдаваться, бороться за то, что считает правильным, с другой стороны. Спектр эмоций, навыков коммуникации, общих черт характера сливается в единый гармоничный конструкт, позволяющий ребенку – будущему взрослому – гибко реагировать на изменения в жизни и мире.
Однако же на настоящий момент такой гармонии современным детям достичь всё сложнее и сложнее. Многие семьи в нашей реальности состоят из двух человек – мамы и её ребёнка. Папа, в лучшем случае, приходит два раза в неделю, либо и вовсе неизвестен. Речь в этой статье не идёт о сложности взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Нас интересует, что конкретно даёт отец детям, находясь с ними рядом.
Наличие во время беременности женщины рядом отца ребёнка уже играет положительную роль – будущая мама эмоционально устойчива, уверена в завтрашнем дне, чувствует поддержку мужа и, в силу этого, менее подвержена риску развития послеродовой депрессии, что самым непосредственным и негативным образом может сказаться на развитии ребёнка. Таким образом, еще до рождения малыша отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий.
В ранние годы жизни детей отец стимулирует формирование у ребенка чувства ответственности, моральных норм, а также прививает зачатки дисциплины. Мамы, как правило, любят безусловно – проказничающего ребёнка и спокойного, активного и меланхоличного. Папино же уважение детям часто нужно заслужить поступками. Это не говорит о том, что отцы не любят своих детей вообще; скорее, нужно понимать, что выражение папиной любви более предметное и чёткое – по-мужски, одним словом. Для детей, кстати, это даже может быть логично в каком-то смысле: сделал так – получил поощрение, похвалу, сделал иначе – наказан, лишён, подвергнут остракизму.
С течением времени отцам становится более интересным проводить время со своим ребёнком. Характерно, что папы предпочитают в общении с детьми использовать более активные формы игр. Часто подбрасывают, шутливо борются, бегают наперегонки. Ребёнок в такие моменты не только развивается физически, но и чувствует комфорт, надёжность, папину силу и заботу.
Конечно, одним из наиболее важных моментов становится полоролевая идентификация, развивающаяся у детей в полной семье с гармоничными взаимоотношениями как бы само собой и адекватно, что важно. Папа – образец мужественности, носитель маскулинных качеств не только для мальчиков, но и для девочек. В норме мальчик отождествляет себя с отцом, стремится быть на него похожим, старается быть именно мужчиной. Девочка же принимает образ отца для переноса (в будущем) на партнёра, чтобы чувствовать себя такой же защищенной и любимой.
Если в силу каких-то обстоятельств или просто личностных качеств родителей эти роли подменяются, искажаются, то и их отражение в детях претерпевает самые неожиданные изменения. Как часто можно увидеть стыдливого, замкнутого, тревожного мальчика в семье, где выявляется глубокая и сильная связь с мамой в отсутствие ориентации на папу, либо потому что его нет, либо, что чаще, он сам демонстрирует такой же стиль поведения. Иногда бывает, что симбиоз с мамой возникает из противостояния отцу-деспоту, жестокому, авторитарному, предъявляющему завышенные требования к ребёнку. В любом случае, идентификация здесь проходит по типу отрицания всего, связанного с отцом, в том числе, каких-то важных маскулинных качеств. Девочка же, не имеющая прочной связи с отцом, не получает от него подтверждения своей женственности, образца поведения мужчин рядом с ней (в широком смысле слова), и вполне вероятно, приобретает неуверенность в себе, закомплексованность либо, напротив, излишнюю развязность, демонстративность. Дети своим поведением как бы говорят: «Обрати на меня внимание, папа!».
Понятно, что приводятся крайние варианты развития событий, но отчуждение отца от своих детей – современные реалии. Дети копируют поведение своих отцов, просиживающих долгие часы за электронными играми, либо проявляющих агрессию по отношению к близким, либо употребляющих различные психоактивные вещества. Существуют исследования, в которых выявляется связь активности отца в общении с подростками и их склонностями к отклоняющемуся поведению. Существование реальной сдерживающей силы - морального плана, – привычки ориентироваться на надёжные понятия, оглядка на мнение отца вообще, на его собственное поведение - всё это помогает детям от 11 до 15 лет менее болезненно вступить в переходный возраст и преодолеть, либо без потерь пережить, какие-то его соблазны, искушения, события. Гораздо вероятнее, что юноша-подросток заговорит с отцом о взаимоотношениях с девушками, вопросах сексуального воспитания, сложностях в компании ровесников, и, что ещё более важно, прислушается к его мнению или советам, если и до этого практиковались такие доверительные разговоры. Очевидно, что несформированное за предподростковые годы доверие между отцом и ребёнком вряд ли можно взрастить здесь и сейчас, «внезапно» вспомнив, что с подростками нужно разговаривать. Ведь этот ребёнок уже явно нашёл себе другой авторитет.
Дети, растущие без отцов, особенно мальчики, оказываются эмоционально более уязвимыми, ранимыми. За время своего развития они не успели увидеть альтернативные формы реагирования, отличные от материнских; не привыкли лавировать между двумя мнениями, учась при этом гибкости как в контактах, так и в мышлении; не прочувствовали разницу в восприятии мира, общечеловеческих ценностей. Становясь взрослыми, такие дети могут демонстрировать либо робость и недоверие, либо излишнюю самоуверенность и отсутствие границ. И уже своим детям они демонстрируют изначально искаженный образ мужчины или женщины, что также будет передаваться из поколения в поколение.
Таким образом, мы приходим к выводам о том, что мужчина в семье с детьми играет важную роль именно как папа, а не просто человек, обеспечивающий материальный комфорт. Играть со своим ребёнком, разговаривать, обсуждать последние события в мире или просто соседскую машину – важные и не единственные возможности у мужчины-отца воспитать гармоничную, психологически цельную личность.

Исполнитель:
Ольга Шелюк
Медицинский психолог БУ ХМАО – Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница»

Разделы сайта: 

Комментарии

Замечательная статья!